Сервисы IaaS: опыт практической работы (совместная публикация Computerworld и "Сети", №4, 2013)


Облачные сервисы привлекают все большее внимание специалистов ИТ-департаментов российских предприятий, работающих в различных областях экономики. Аналитики J'son & Partners Consulting утверждают, что в 2012 году объем доходов за счет предоставления ИТ-инфраструктуры в качестве услуги увеличился более чем в четыре раза и достиг 1,24 млрд руб. Этот показатель — весьма консервативная оценка емкости отечественного рынка IaaS. По данным компании Parallels, к примеру, в прошлом году на долю сервисов IaaS пришлось около 6 млрд руб. Согласно прогнозам IDC, рынок облачных сервисов в России будет ежегодно возрастать в полтора раза, опережая темпы роста всего рынка ИТ-услуг. 

Редакция еженедельника Computerword Россия и журнала «Сети» обсудила некоторые вопросы развития и предложения сервисов IaaS с представителями компании «Сервионика».

farobinПо словам Ярослава Фаробина, руководителя направления облачных сервисов и инфраструктурных решений компании «Сервионика» (ГК "Ай-Теко"), развитие бизнеса IaaS началось в компании с предоставления услуг крупным заказчикам - их интерес к виртуальным ресурсам стимулировал формирование этого направления. «Прошло два года, казалось бы, это небольшой срок для рынка. Сегодня отчетливо видна положительная динамика спроса компаний SMB на сервисы IaaS, — отметил Фаробин. — Не только крупный бизнес, но и ‘верхние’ предприятия среднего сегмента теперь смелее экспериментируют с новыми технологиями и сервисами, от них чаще приходят запросы на тестирование и реализацию проектов».

 

mitrofanovДмитрий Митрофанов, заместитель директора компании «Сервионика» по производству, отметил специфику при выборе платформенных решений для различных категорий арендаторов облачной инфраструктуры. «Различие в запросах крупных предприятий и компаний сегмента SMB стало причиной создания двух IaaS-продуктов на различных платформах. Сначала появились услуги I-Teco Enterprise Cloud, затем к ним добавился пилотный проект I-Teco OpenStack Cloud, на основе которого были созданы коммерческие сервисы MakeCloud», - пояснил эксперт. Сервис I-Teco Enterprise Cloud построен на базе лезвийной серверной архитектуры IBM и HP и программных продуктов VMware, которые позволяют получить полностью протестированные и кастомизированные для индивидуального проектирования решения, снабженные технической поддержкой вендоров. При проектировании облачной архитектуры использован принцип резервирования серверов фермы виртуализации по принципу n+1. Серверы объединяются в группы по ресурсному признаку, что позволяет создать достаточное количество хостов виртуализации, обеспечивающих отказоустойчивость на уровне программного обеспечения, например при выполнении процедур перемещения виртуальных машин VMware vMotion. На каждую группу хостов выделяется по два сервера горячей замены. Такое решение позволяет устранить простои в доступности сервиса в случае выхода из строя одного из серверов, а также предоставляет возможность проводить регламентные работы без использования «сервисных окон» и снижения производительности сервиса в целом.

Сервис MakeCloud, коммерческая эксплуатация которого началась весной 2013 года, рассчитан на SMB-заказчиков и создан на базе платформы с открытым кодом OpenStack. Выбор этой платформы, отметил Митрофанов, обусловлен желанием сделать сервис недорогим и доступным широкому кругу компаний: «Почему именно OpenStack? Мы выбрали развивающуюся открытую платформу, поддерживаемую многочисленным сообществом активных разработчиков, которая, как и VMware, обеспечивает реализацию всего функционала и становится в то же время стандартом поддержки сервисов IaaS в сегменте Open Source. Компания осознанно пошла на риски, связанные с поддержкой и развитием открытой платформы. Трудности, с которыми мы столкнулись, включая тестирование в условиях реальной работы, устранение ошибок и дописывание некоторых проектов, позволили приобрести необходимый опыт и сформировать эффективно работающую команду специалистов. В конечном итоге обеспечена возможность снижения стоимости услуг, что не только очень важно для SMB-компаний, но и привлекает интерес крупных организаций».

Специалисты «Сервионики» отмечают, что платформу OpenStack используют для построения инфраструктуры более полутора сотен компаний, включая AMD, Cisco, HP, IBM, Intel, Yahoo, и относят к преимуществам этой платформы экономичность за счет открытого кода и совместимость с API сервиса Amazon Elastic Compute Cloud. Сервисы, предоставляющие виртуальную инфраструктуру на базе продуктов с открытым кодом, позволяют снизить стоимость услуг и обеспечивают независимость от «фирменных» решений по виртуализации VMWare и Microsoft. Компании малого и среднего бизнеса, которые стремятся оптимизировать расходы за счет открытых сервисов IaaS, получают возможность создавать, тестировать и развивать ИТ-инфраструктуру, используя функциональность, доступную, как правило, крупным предприятиям.  

Сервис MakeCloud предоставляет возможность построения виртуальной серверной инфраструктуры с применением набора готовых компонентов. В их число входят виртуальные серверы, виртуальные изолированные сети, межсетевые экраны, виртуальные маршрутизаторы, подсети, дополнительные диски и ряд других элементов, которые активизируются и настраиваются средствами панели управления. Такой «ИТ-конструктор» может значительно упростить развертывание инфраструктуры в небольших быстроразвивающихся компаниях, где возникает необходимость внедрения новых бизнес-приложений в условиях изменения рыночной конъюнктуры.

grishanova«Запросы крупных, средних и малых компаний различны. Крупные и средние клиенты обращаются, как правило, за решениями, для разработки которых требуется привлечение таких специалистов, как системные архитекторы. Они хотят получить инфраструктуру, ориентированную на собственные потребности, построить ее с помощью провайдера услуг, заключить с провайдером договор об уровне и качестве предоставляемых сервисов, поручить ему администрирование, переложив, таким образом, на него все заботы об ИТ-инфраструктуре. Иными словами, они хотят реализовать модель полного аутсорсинга виртуальной инфраструктуры. В то время как представители среднего и малого бизнеса часто приходят за решениями, созданными по схеме «купил, поставил и работает». В таких компаниях зачастую ИТ-поддержкой занимается руководитель или приходящий администратор. Поэтому им нужен простой, понятный и автоматизированный сервис. В то же время для них очень важны ответственность и гарантии провайдера, поскольку компании SMB более уязвимы и финансово, и юридически», — отметила Ирина Гришанова, директор по развитию массовых сервисов и продуктов компании «Сервионика». 

Полный текст статьи читайте на сайте издания

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.