Тучи над операторами (журнал "Стандарт", февраль 2014)


Операторы связи ринулись на новый для них рынок облачных услуг, который демонстрирует высокие темпы роста. Однако на нем уже активно работают сервис-провайдеры, изначально ориентированные на рынок облаков, которые пока не видят в операторах связи прямых конкурентов. При этом поставщики сетевого оборудования утверждают, что операторы связи смогут потеснить облачных сервис-провайдеров, используя специализированные решения carrier cloud (операторского облака). 

kurenkovЖурнал "Стандарт" собрал экспертов, представляющих как операторов, так и сервис-провайдеров, чтобы подробно изучить ситуацию: каковы требования рынка и насколько оба сегмента поставщиков готовы к этим вызовам, что могут предложить и в каких областях наиболее остра конкуренция.  В числе экспертов - Директор по развитию онлайн-сервисов компании "Сервионика" (ГК "Ай-Теко") Александр Куренков. 

По мнению нашего эксперта, концепция Carrier Cloud открыла провайдерам новые возможности получения прибыли из своего ключевого актива - телекоммуникационной сети и уже созданных на ее основе сервисов. Следующий шаг - сервисы с высоким уровнем надежности и удобства для пользователей. Учитывая, насколько быстро становится стандартом любое улучшение юзабилити, как требовательны пользователи к стоимости сервисов и их доступности, провайдеры выигрывают именно за счет того, что направляют инвестиции не в "нулевой цикл" создания сети, а в ее совершенствование в соответствии с тем, что требует рынок. За счет этого они получают возможность быстрее выходить в прибыль и активнее выводить на рынок новые продукты и сервисы: ведь на этом рынке главное - быть динамичнее и заметнее конкурентов. Нужно отметить, что облачные сервисы как одно из приоритетных направлений расширения своей продуктовой линейки все активнее рассматривают компании, ориентированные на массовые услуги - не только операторы связи, но и, например, крупные банки, как операторы финансовых услуг. Телекоммуникационные компании, выходя на рынок услуг, как правило, начинают предоставлять облачные сервисы класса IaaS и PaaS, так как уже располагают для этого необходимой инфраструктурой. В целом, модель Carrier Cloud следует признать перспективной для рынка и привлекательной для провайдеров с высоким уровнем развития сети и компетенциями в области разработки и развития собственных сервисов. По прогнозам IDC, российский рынок облачных вычислений будет расти стремительными темпами — на 100% ежегодно до 2015 года, в том числе - и за счет предоставления сервисов по этой модели. 

К тому, чтобы самостоятельно развивать облачные услуги, операторов, безусловно, подталкивает растущая конкуренция. Известно, что уровень проникновения интернета в России существенно выше, чем в ряде развитых стран (по данным ФОМ на осень 2012 года, месячная аудитория Рунета составляет 61,2 млн человек — это более 52% всего совершеннолетнего населения страны, а уровень проникновения мобильной связи в городах-миллионниках уже давно перевалил за 100%. В целом по стране проникновение по числу sim-карт оценивается на уровне 164%, по количеству абонентов - в 73%, на человека приходится примерно по 1.8 мобильных устройств. 83% пользователей интернета хотя бы один раз выходили в сеть с помощью мобильного устройства. Борьба идет буквально за каждого нового пользователя, а также - за удержание миллионов уже имеющихся.

Однако решение предоставлять не только инфраструктуру, но и сервисы на ее основе означает для оператора серьезную корректировку бизнес-модели: в ней должна появиться сервисная составляющая, нужны ресурсы для обслуживания пользователей, разработки и продвижения новых услуг. По мере накопления этих компетенций конкуренция между операторами и провайдерами будет расти. Сейчас же провайдеры выигрывают у операторов именно за счет качества сервиса и более полного понимания потребностей клиентов. Так, среди облачных приложений для частных пользователей лидерство по популярности держат приложения для хранения данных, общения в социальных сетях, планировщики, мессенджеры. Если говорить о сервисах для бизнеса, то, независимо от размера компании, все более востребованы такие облачные приложения, как электронная почта, мессенджеры, телефония, одновременная работа с документами, бэкап, управление проектами. "Ай-Теко" в 2012 году открыла первую в России интернет-витрину облачных сервисов, ориентированных, в первую очередь, на малый и средний бизнес. Мы выбираем такие решения, которые позволят небольшой компании без лишних расходов и усилий получить качественный и удобный инструмент управления бухгалтерией, документооборотом, корпоративной почтой и другими ключевыми процессами. Не у всех компаний есть возможность капитальных инвестиций в "классические" решения, да это и не нужно: облачная модель позволяет увеличивать ресурсы по мере роста потребления, а удобные инструменты управления делают этот процесс простым даже для пользователя, у которого нет специальных познаний в IT. Такой подход мы считаем наиболее оптимальным, и опыт ведущих провайдеров мира - таких, как Amazon - подтверждает это.

Интересной и перспективной может быть модель, при которой оператор предоставляет провайдеру и его партнерам среду для развертывания решения, которое в дальнейшем предлагается конечным пользователям. Например, это может быть комплексная услуга создания удаленных рабочих мест с полным пакетом необходимых приложений, возможностью сдачи отчетности и т.п.: компоненты этого решения предоставляются партнерами оператора, но клиент арендует именно решение в целом, а не каждый компонент в отдельности. По такой модели мы сейчас предлагаем один из "облачных" продуктов 1С на базе нашего "облачного конструктора" MakeCloud: клиенту предоставляется решение, которое уже развернуто на облачной платформе и продается в пакете с услугами по сопровождению и поддержке. В этот пакет можно интегрировать и другие сервисы (например, арендованные на нашей витрине i-Oblako), используя MakeCloud как основу для такого комплексного решения.

Полный текст обзора опубликован в февральском номере журнала "Стандарт".

Облачные сервисы компании «Ай-Теко», за предоставление которых отвечает "Сервионика", базируются на ресурсах дата-центра «ТрастИнфо» - 2-го по величине коммерческого ЦОД в России (по данным рейтинга iKS Consulting). Одним из условий соответствия международным стандартам (в частности - TierIII по стандарту TIA/EIA-942 - Telecommunications Infrastructure Standard for Data Centers, США) является двойное резервирование ключевых систем, в том числе и телекоммуникаций. Поэтому «ТрастИнфо» сотрудничает с многими ведущими телеком-провайдерами, в том числе – с операторами "Большой тройки" (Мегафон, МТС, Билайн), МГТС, РТКом, "Гарс Телеком", "ТрансТелеком", "Мастертел", "Эквант" и другими. Собственные ВОЛС "ТрастИнфо" идут до крупнейших телекоммуникационных площадок Москвы: ММТС-1, -9 и -10. Требования к провайдерам определяются необходимостью обеспечивать бесперебойную связь и 100% доступность телекоммуникационной сети крупного дата-центра, загрузка которого составляет более 80%. В общей сложности, для оказания услуг связи в ЦОД "ТрастИнфо" операторами организовано более 2500 волоконно-оптических линий.

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.