Облачная модель — серьезный конкурент традиционным способам предоставления ИТ-сервисов (журнал SAP Planet, №2, апрель 2014 года)


Российский рынок облачных сервисов еще очень молод,поэтому ему в полной мере присущи «подростковые» черты: бурный, временами диспропорциональный рост, огромный энтузиазм, желание начать дело с нуля и громко заявить о себе, гипертрофированные страхи и большие надежды. Менеджер по исследованиям компании IDC Russia Александр Прохоров поделился с читателями журнала SAP Planet результатами исследования IDC Russia Cloud Services Market 2012 Analysis and 2013–2017 Forecast. 

— Сегодня многие компании позиционируют себя как провайдеры облачных услуг. Но стоит изучить предложения, как выясняется, что за одним и тем же термином скрываются совершенно разные понятия. Какие именно услуги, по мнению экспертов IDC, следует отнести к облачным?
Cloud_infografica— Действительно, рынок облачных услуг еще очень молод, поэтому границы терминов зачастую оказываются размытыми. IDC разделяет этот рынок на облачные ИТ-услуги и все другие облачные услуги. В рамках первой модели предлагаются услуги ИТ-провайдеров, а в рамках второй — услуги провайдеров любой другой индустрии: например, eBay предоставляет облачные сервисы для проведения аукционов, PayPal — для проведения онлайновых платежей. 
При составлении аналитических отчетов о рынке облачных услуг в России IDC рассматривает два сегмента: рынок сервисов, которые провайдеры предоставляют в рамках облачной модели (публичные или частные облака), и рынок проектных услуг, связанных с построением самих облачных ресурсов (услуги внедрения, консалтинга, обучения и т. п.). Крайне важно не выпустить из поля зрения второй сегмент: облачный рынок в России находится на начальных этапах развития, и многие услуги по проектированию и построению облачных ресурсов очень востребованы.
— Какие облачные модели предпочитают сегодня организации — частные, публичные или гибридные? 
— Если говорить о данных по миру и, например, сравнить данные из исследований IDC Cloud Professional Services Survey и аналогичных опросов, проведенных в 2009 и 2012 годах на базе опроса компаний в Северной Америке и Европе, то увидим, что все больше организаций склоняются к гибридной модели. Возможность совместить достоинства максимальной экономии в публичных облаках и защищенность частных облаков побуждают компании к тому, чтобы строить гибридные инфраструктуры. Интересно, кстати, что компании разного возраста по‑разному относятся к использованию облачных сервисов. Молодые компании, которым менее пяти лет, в гораздо большей степени ориентированы на использование облачных услуг, более старые компании более консервативны. Но с естественной сменой поколений количество молодых людей, которые выросли с Интернетом, привыкли решать большинство личных и рабочих задач с помощью мобильных телефонов и хранить свою информацию в облаке, прибывает. 
— Какова структура рынка облачных ИТ-услуг в России?
— До недавнего времени несомненным лидером была модель SaaS (Software as a Service), но сейчас ее серьезно потеснили PaaS (Platform as a Service) и IaaS (Infrastructure as a Service).
— А компания IDC использует облака в своей работе, или вы пока предпочитаете оставаться сторонними наблюдателями?
— Мы идем в ногу со временем: облачная модель довольно успешно используется в работе с нашей клиентской базой, входящей в состав CRM-решения. В течение года сотрудники IDC выполняют не только стандартные исследования, но и заказные аналитические отчеты, проводят сотни мероприятий. Мы работаем с сотнями тысяч клиентов по всему миру, поэтому база контактов чрезвычайно обширна. Разместив ее в облаке, мы избавились от необходимости развивать аппаратную часть для хранения и обеспечения бесперебойной работы с CRM-системой всех сотрудников IDC, в какой бы стране они ни работали. 
— Существуют ли точные данные о долях ИТ-услуг, которые предоставляются на отечественном рынке в облачной и традиционной моделях? Каково их процентное соотношение?
— Точные данные, вероятно, вам сегодня не приведет ни одно аналитическое агентство — слишком динамичен рынок облачных услуг, да и методики подсчета разные. Но примерное соотношение известно. Совокупный объем ИТ-рынка в России составляет приблизительно 35 миллиардов долларов. Доля рынка ИТ-услуг — примерно 6 миллиардов долларов, а на облачные сервисы в 2012 году приходилось около 70 миллионов долларов. Но это соотношение довольно быстро меняется — доля облачного рынка стремительно растет.
— Что может разочаровать клиентов в облачной модели, и есть ли такие случаи?
— В подавляющем большинстве случаев уход клиентов из облака вызван, если можно так выразиться, болезнями роста облачной модели. Зачастую провайдеры уделяют пристальное внимание технологической составляющей, оставляя вне поля зрения организационную часть. В результате, например, случается так, что клиенту начисляется плата за не выключенный вовремя виртуальный сервер, или виртуальная машина оказывается недоступной только из‑за того, что не были четко прописаны положения: кто, когда и сколько виртуальных ресурсов может использовать. Для того чтобы и клиент, и провайдер получали экономический эффект, необходимо решать не только технические проблемы, но и организационные. Но я убежден: их решение — вопрос времени, вскоре облачная модель будет успешно соперничать с традиционными способами предоставления ИТ-сервисов.
Выводы эксперта IDC комментирует управляющий директор компании "Сервионика" (ГК "Ай-Теко") Евгений Щепилов: 

schepilovПри правильном выборе облачного решения клиент выигрывает прежде всего в оперативности бизнеса: за счет более гибкой и готовой к изменениям инфраструктуры скорость реакции ИТ на новые задачи и требования рынка возрастает в десятки раз. Там, где в рамках традиционной физической инфраструктуры пришлось бы формировать технические требования, организовывать поставку, монтаж, интеграцию и обслуживание нового оборудования, облачный сервис — быстрая, разумная и востребованная рынком альтернатива. 
Но облачные технологии и сервисы на их основе — новое явление для рынка, к тому же его появление сопровождалось поистине беспрецедентными маркетинговыми усилиями разработчиков. Поэтому сегодня клиенты достаточно хорошо информированы о преимуществах этих технологий — гибкости, свободе управления данными и инфраструктурой, прозрачности ценообразования и снижении издержек, но гораздо хуже ориентируются в таких вопросах, как требования законодательства (которое к тому же достаточно часто меняется), технические аспекты обеспечения безопасности данных, приоритетность задач по переносу бизнес-приложений в облако. Если эти аспекты недостаточно проработаны клиентом и провайдером, не определены параметры сотрудничества и сферы ответственности каждой из сторон, риск обманутых ожиданий весьма вероятен. 
Профессиональный провайдер может снизить этот риск, взяв на себя популяризаторскую или даже просветительскую роль. Особенно это важно при создании гибридных решений, когда необходима безопасная интеграция собственной инфраструктуры клиента с бизнес-приложениями и данными, размещаемыми в публичном облаке. Провайдер может и должен помочь клиенту в выборе инструментов контроля безопасности, разграничения прав доступа, управления конфигурацией и других ключевых задач.
Я убежден, что в деятельности провайдеров будет возрастать консалтинговая составляющая. Это позволит совместно с клиентами и вендорами формировать лучшие практики в сфере облачных технологий и предлагать наиболее надежные и проверенные инструменты для развертывания и поддержки облачных сервисов.
Такой подход — хорошая основа для долгосрочных отношений и роста доверия к облачным сервисам со стороны клиентов, а значит — и для формирования цивилизованного рынка и отраслевых стандартов.
Полный текст статьи и комментарии экспертов читайте на сайте журнала SAP Planet

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.