На рынке электронного обмена пробил час eInvoicing (портал ediy.ru, июнь 2014)


Начало массового обмена электронными счетами-фактурами стало, пожалуй, главным импульсом для того, чтобы интерес к рынку электронного обмена проснулся у самых разных категорий игроков. В том числе и тех, которые раньше им, вообще говоря, особенно-то и не занимались. Провайдеры EDI активно подключились новой теме, однако «заплатили» за это тем, что многие из них, с точки зрения клиентов, превратились в рядовых, ничем особенным не примечательных игроков формирующегося рынка российского eInvoicing. 

cloudmoneyХотим мы или нет, но до тех пор, пока не создана надлежащая законодательная база, принятие решения о переходе на внешний электронный документооборот (ЭДО) во многом обусловлен соображениями заказчика типа «так сейчас делают многие», а также ответами на вопросы: «какова экономия?» и «сколько, в случае чего, стоит заплатить штраф?».

Ключевым моментом, определяющим нынешнее развитие российского eInvoicing, стал фактор доверия к конкретному, — простите за невольный каламбур, — доверенному оператору, вера в то, что именно он поможет избежать неприятностей, возможно, поджидающих отечественных “электронных” первопроходцев.

По факту, счета-фактуры (вкупе с корректировочными ЭСФ, многочисленными квитанциями и т.п.) являются наиболее популярным отечественным первичным электронным документом. В частности, на их фоне былая привлекательность сообщений типа INVOIC померкла даже в ритейле.

Страсти по поводу юридической значимости EDI-сообщений кипят. Однако следует, наверное, признать и тот очевидный факт, что отечественные практики электронного обмена данными вынуждены идти на целый ряд дополнительных ухищрений. Нужных для того, чтобы сообщениям можно было придать юридическую силу документа. Само же по себе сообщение, вырванное, так сказать, из контекста, рискуют сегодня называть юридически значимым лишь самые отважные.

Если же вспомнить о том, что и по электронным документам тоже пока не существует отдельного закона, отработанной, логически завершенной нормативной базы, то становится понятным, что выбор «правильного» оператора является сегодня определяющим фактором для успешных продаж на рынке. Живущем сейчас, во многом, по интуитивно сформировавшимся понятиям, имеющим свойство гибко трансформироваться после каждого разъяснения ФНС или же выхода очередного подзаконного акта. 

Как бы там ни было, интерес к EDI-сообщениям вообще стал гаснуть по мере того, как заказчики начали воспринимать их как чего-то вроде не имеющего юрзначимости. Чтобы избежать этого, отечественные EDI-провайдеры начали называть сообщения документами при малейшей на то возможности. И достаточно дружно отправились за идентификаторами «сети доверия» ФНС. Для них наступило время интенсивно заняться eInvoicing в его российском формате и понимании. EDI-компании оказались слишком слабы для того, чтобы добиться признания бесспорной значимости передаваемых ими сообщений на законодательном уровне. Между тем, формирующийся рынок привлекает к себе все новые категории игроков. Летом 2013 года статус Доверенного оператора в области электронного обмена юридически значимыми документами получила компания "Ай-Теко"- один из лидеров российского ИТ-рынка. 

О том, как видит новый оператор свою роль на рынке и с какими его особенностями планирует столкнуться, рассказывает Ирина Гришанова, директор по развитию массовых сервисов и продуктов компании "Сервионика" - дочерней структуры "Ай-Теко", предоставляющей на рынке новый сервис в сфере ЮЗЭДО - i-Конто. 

ГришановаКомпания «Ай-Теко» – это оператор ЭДО. У нас есть собственное решение – система i-Конто, которая обеспечивает юридически значимый документооборот первичных документов бухгалтерского и налогового учета и отчетности. Система может работать с любыми форматами и процессами обработки неструктурированных документов. Кроме того, i-Конто построена таким образом, что в нее можно добавить обработку любых структурированных форматов. В том числе, используемых на российском рынке форматов EDI - например, RusXml, основанном на стандарте EANCOM и EDIFACT.

В частности, мы готовы реализовать юридически значимый ЭДО первичных документов учета для тех компаний, которые уже работают с электронным обменом данными в стандартах EDI, а также для их контрагентов, — рассказала г-жа Гришанова. — Однако мы и наш продукт нацелены, в первую очередь, на аудиторию крупных компаний и их контрагентов, заинтересованных во внедрении юридически значимых электронных документов учета, которым необходимо осуществить интеграцию с системами управления предприятием. Для этого у нас есть два коннектора (1С и SAP), опыт интегратора и веб-сервисы, с помощью которых можно автоматизировать подключение к любой системе.

Полный текст обзорной статьи по рынку сервисов в сфере ЮЗЭДО читайте на портале EDIY.ru

 

 

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.