Время для облака - "сегодня" (блог i-Oblako, август 2014)


Точкой отсчета в развитии облачных вычислений часто называют 1999 год, когда Salesforce.com стала предлагать корпоративные приложения через веб. Теперь, в канун 15-летнего юбилея, они, похоже, наконец, достигают необходимого для бизнеса уровня зрелости. Что говорят о современных Cloud Computing разработчики, пользователи и аналитики?

Cloud Computing в Hype Wave


cloud waveВ диаграммах Hype Wave представлено не так уж много сопоставимых пар технологий, однако среди таковых Cloud Computing занимает исключительную позицию. За прошедший год прогресс в их продвижении был наибольшим и важно, что он происходит в области разрушения иллюзий, (Trough of Disillusionment, здесь и далее см. диаграмму). При этом Gartner по-прежнему дает Cloud Computing не более 2-5 лет для выхода на «плато продуктивности» (Plateau of Productivity), т.е. повсеместного и привычного их использования.

Сравнить прогресс Cloud Computing в области глобальных корпоративных технологий можно разве что с развитием Big Data и Internet of Things (IoT), однако они только-только выбираются на пик ожиданий от них (Peak of Inflated Expectations). Кроме того, прогноз по Big Data был пересмотрен — все оказалось сложнее, чем представлялось ранее, и вместо 2-5 лет до окончательного вызревания Gartner теперь более осмотрительно и обосновано указывает 5-10 лет. Для IoT, при всей его привлекательности и довольно быстром продвижении по кривой, данный показатель остается прежним — более 10 лет. Стоит также обратить внимание на технологию In-Memory Analytics, которая успешно прошла период разрушения иллюзий, и сегодня Gartner считает, что для окончательного вызревания ей понадобится не более двух лет. Однако «глобальной корпоративной» эту технологию можно назвать лишь с некоторой натяжкой, поскольку ее, очевидно, примут предприятия далеко не всех отраслей и масштабов. Таким образом, сегодня Cloud Computing представляется наиболее перспективной, а также совершенной технически и коммерчески развитой технологией. 

Следует отметить, что Gartner также строит специализированный Hype Cycle for Cloud Computing, где показаны около 40 направлений, связанных исключительно с облачными технологиями, однако его подробное рассмотрение выходит за рамки данной статьи.

Cloud IaaS Magic Quadrant: 2014 vs. 2013


cloud wave2Для рассмотрения рыночного состояния облачных технологий остановимся только на наиболее быстро развивающемся направлении «инфраструктура как сервис» (Infrastructure as a Service, IaaS). «Gartner’s Magic Quadrant for Cloud Infrastructure as a Service» обновляется каждые девять месяцев. Мы объединили квадранты за август 2013 г. и май 2014 г., оставив только наиболее значительных и активных игроков. В 2013 г. Amazon Web Services так далеко оторвался от преследователей, что, казалось, готов монополизировать рынок IaaS, однако уже в 2014 г. иллюзии рассеялись — Microsoft, IBM и Google активно сокращают отставание.

Gartner назвала динамику существенной, и связала ее с решением основной клиентской базы сделать стратегическую ставку на провайдеров IaaS. Это сократило количество основных поставщиков до одного-двух (тогда как многие организации к настоящему времени экспериментировали даже с четырьмя), причем основной объем рабочих нагрузок, как правило, приходится на решения одного поставщика.

Самое большое изменение на рынке, произошедшее за это время — рывок Microsoft, которая со своей облачной платформой Azure мгновенно превратилась из провидцев в лидеры и стала в этом сегменте единственным соперником Amazon Web Services (AWS). Amazon пока продолжает выигрывать в большинстве тендеров, но Microsoft также получила существенную долю рыночного пирога, особенно среди новых клиентов, и эта доля продолжает увеличиваться.

Еще одна перспективная пара — Google, которой вообще не было в квадранте 2013 г., и IBM, прогресс которой очень велик. Однако, если Microsoft переместилась преимущественно вертикально, добавив себе очков по шкале «возможностей решения» (Ability to Execute), то IBM, купившая в 2013 г. компанию SoftLayer за 2 млрд. долл., прежде всего улучшила свои показатели по части «полноты видения» (Completeness of Vision), — хотя и технологический уровень у нее существенно возрос. Это как раз тот случай, когда слияние двух нишевых игроков на рынке IaaS дало мощный синергический эффект по обеим координатам.

Характерно, что в секторе провидцев этого года у всех есть новые платформы. CenturyLink купила Tier 3, CSC — ServiceMesh (и является партнером AWS), Google представила Google Compute Engine, IBM — адаптированную платформу SoftLayer, а Verizon Terremark, несколько утратившая свои позиции, — бета-версию Verizon Cloud. Неплохую позицию сразу заняла VMware, впервые попавшая в данный квадрант. Все перечисленные компании находятся сейчас в процессе создания новых продуктов, готовясь к борьбе за третье место на рынке.

Клиентов же сейчас в основном заботит одна проблема — как не прогадать, поскольку ориентироваться они будут по большей части на одного поставщика. Как выразился один из аналитиков: «Только идиот покупает сегодня решения Amazon, Microsoft, и Google одновременно».

Рынок IaaS также сближается с рынком PaaS (Platform as a Service). Amazon, начинавшая именно с IaaS, сегодня предлагает набор сервисов, являющиеся элементами PaaS, и многие решения, которые занимают промежуточное положение. А Microsoft и Google, которые, напротив, изначально продвигали PaaS, уже реализовали и собственные свои IaaS-решения.

Время для «облака» — сегодня

Несмотря на то, что многие вопросы, связанные с внедрением облачных технологий, остались за рамками данной статьи, диаграммы Gartner и исследование RightScale ясно показывают, что время для внедрения «облаков» наступило. Подавляющее большинство организаций уже пустилось в облачное странствие, что должно сделать Cloud Computing критичным компонентом для развития любой организации.

Предприятия быстро перемещаются в среду, где они смогут использовать любой набор облачных сервисов (и публичных, и частных), который будет соответствовать любым техническим требованиям их приложений. Многие уже получают (или, по крайней мере, видят) значительные преимущества от использования облака, и преграды для этого быстро исчезают. В результате каждый шаг в данном направлении потенциально обеспечивает определенное бизнес-преимущество. Ожидается, что окончательный переход корпоративных ИТ на облачные технологии займет не более 3-5 лет. 

По материалам статьи портала "Компьютерное обозрение"

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.