Зачем отечественные ЦОДы проходят сертификацию (журнал «Стандарт», октябрь 2014)


lukovnikovНа вопросы журнала "Стандарт" отвечает Михаил Луковников, директор ЦОД "ТрастИнфо", находящегося под управлением компании "Сервионика" (ГК "Ай-Теко")

Сертификация по какой категории отказоустойчивости (Tier) и стандарту пользуется наибольшей популярностью у российских дата-центров?

Обязательность сертификации товара или услуги определяется законодательными нормами нашей страны. Ряд видов деятельности в сфере телекоммуникаций – услуги связи, телематика и пр. – требуют обязательной сертификации,  но на ЦОДы это не распространяется. Процедура сертификации ЦОД является добровольной, и причины для ее проведения могут быть разные: привлечение новых клиентов, желание создать новые конкурентные преимущества, дополнительная инвестиционная привлекательность.

Наиболее часто ссылаются на сертификацию Uptime Institute, стандартизирующую отказоустойчивость ЦОД и содержащую критерии для 4-х ее уровней (Tier). Есть и фиксированные параметры (для каждого уровня – свои). В дата-центрах, соответствующих 1 и 2 уровням (Tier I и Tier II), профилактические и ремонтные работы проводятся с отключением инженерных систем, что влияет на бесперебойность предоставления услуг клиентам. В ЦОДах уровня Tier III (ему соответствует один из крупнейших коммерческих дата-центров России - ЦОД "ТрастИнфо") и Tier IV возможно проведение работ в "горячем режиме", без влияния на предоставление сервисов. Время бесперебойной работы - 99,982 % и 99,995 %, соответственно. С учетом требований заказчиков и перспектив развития рынка ЦОД сегодня наиболее востребованы и чаще всего сертифицируются дата-центры уровня Tier III, ведь ключевым требованием клиентов, использующих ресурсы ЦОДов, является обеспечение непрерывности бизнеса.

Какие преимущества дает сертификация ЦОД по международным стандартам для российских игроков рынка дата-центров? Для каких видов ЦОД (коммерческие, корпоративные, ведомственные или) она необходима в первую очередь?

Международный стандарт – это квинтэссенция опыта, в его основе – практика крупных дата-центров и проектов, реализованных на их основе в разных странах мира. В России рынок ЦОД начал развиваться несколько позднее, но у нас уже есть и успешно используются заказчиками объекты, соответствующие требованиям международных стандартов – например, у ЦОД "ТрастИнфо" уровень отказоустойчивости равен 99,982 %, что соответствует Tier III (в пересчете на время это означает, что дата-центр может простаивать не более 1,6 часа в год).

Для клиентов такое соответствие – дополнительный аргумент при выборе поставщика, особенно при подготовке и реализации крупных проектов. Поэтому в сертификации такого рода больше заинтересованы коммерческие ЦОДы.

Насколько применимы международные стандарты сертификации (разработанные в США и Европе) для российского рынка? Есть ли факторы, которые не учитывает западная система сертификации?

С учетом накопленного опыта мы можем говорить о том, что западные стандарты подходят российскому рынку не на 100%. Во-первых, они разработаны с учетом иных законодательных требований, во-вторых – содержат немалую долю формальных и устаревших норм.

С вашей точки зрения, какой тип сертификации ЦОД (по фактически построенной инфраструктуре или по проектной документации) чаще используется российскими игроками рынка дата-центров и в чем преимущества каждого из типов сертификации?

Есть три направления сертификации ЦОД: аудит проектной документации, построенного объекта и процессов его эксплуатации. Наиболее часто проводится сертификация проекта: независимые эксперты проверяют всю проектную документацию и в своем заключении описывают возможные зоны риска его реализации. По результатам аудита проектировщики могут внести изменения в проект и минимизировать ряд рисков еще до начала строительства. Преимущества этого подхода очевидны: если такие ошибки выявятся на уже построенном объекте, исправлять их будет очень сложно (если вообще возможно).

Из положительных моментов подчеркнем, что данная сертификация подразумевает профессиональный аудит силами независимых экспертов — что может потребоваться акционерам ЦОД.

Аудит объекта позволяет убедиться в четком соответствии проекту и требованиям заявленного уровня. А аудит процессов эксплуатации - дополнительно достовериться в высокой квалификации сотрудников и правильно выстроенных бизнес-процессах.

Каковы объемы затрат для ЦОД на сертификацию и отражается ли наличие сертификата на стоимости услуг ЦОД для клиентов?

В России сегодня лишь единичные дата-центры прошли такую процедуру сертификации, и во многом это связано с высокой стоимостью и значительными трудозатратами на ее проведение (что не может не повлиять на тарифы).

Правильно спроектированные, построенные и эксплуатируемые дата-центры, как показывает практика, благодаря качественным проектам и сервисам получают признание клиентов и устойчивую репутацию на рынке, поэтому формальное удостоверение соответствия стандарту для них не является приоритетом.

Возможно ли в появление в России собственных стандартов сертификации, учитывающих специфику местного рынка? От кого должна исходить данная инициатива?

В России уже накоплен значительный опыт строительства и эксплуатации дата-центров, и он не тождественен зарубежному. Многие участники рынка уже формализовали свои наработки в форме корпоративных стандартов и регламентов. Эти практики могут стать основой для российских стандартов. Инициаторами их появления должны стать крупные компании, как носители отраслевой экспертизы. Обычно такая работа ведется в рамках отраслевых ассоциаций: по аналогичному пути шли компании, занимающиеся оффшорной разработкой (в рамках ассоциации РУССОФТ) и программным обеспечением на основе открытого кода (РАСПО). Не менее важен диалог ИТ-компаний и государства, который позволит обеспечить соответствие отраслевого стандарта законодательным требованиям. Стандарт должен быть, с одной стороны, достаточно универсальным, чтобы не потерять актуальности в условиях быстрого развития технологий, а с другой – позволяющим российским компаниям, работающим на высококонкурентом и растущем рынке, предоставлять инновационные сервисы, соответствующие законодательству и лучшим проектным практикам. 

Полный текст обзора по сертификации читайте в октябрьском номере журнала "Стандарт"

 

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.