Стратегия дата-центра (DCD Intelligence, сентябрь 2014)


Аналитический портал DCD Intelligence АНКЕТА собрал высказывания руководителей наиболее успешных колокейшн провайдеров в России. В числе экспертов - Михаил Луковников, директор ЦОД "ТрастИнфо". 

Как бы Вы сформулировали суть бизнес стратегии Вашего дата-центра?

Поддержка темпов роста технических возможностей дата-центра, которые позволяют ему оставаться на шаг впереди средних темпов развития рынка: технологически, идеологически, экономически. Будучи одним из крупнейших коммерческих ЦОДов России, «ТрастИнфо» изначально позиционировался как дата-центр, способный решать задачи любого масштаба и сложности за счет использования самого современного оборудования и технологий, обеспечения высокого уровня надежности, предоставления полного спектра сервисов. 

Какие основные факторы роста услуг коммерческих дата-центров в России?

  • рост клиентоориентированного бизнеса, опирающегося в предоставлении своих услуг на ИТ-инфраструктуру – он-лайн банкинг, бронирование, удаленное обслуживание и заказы самого широкого спектра товаров и услуг,
  • рост корпоративного сегмента, перевод на «облачную» модель предоставления самого широкого спектра ИТ-услуг, осознание заказчиками преимуществ аутсорсинга и «облаков».

Какие тенденции роста на российском рынке услуг коммерческих дата-центров испытывает Ваша компания?

Рост спроса на облачные услуги со стороны корпоративных заказчиков разного уровня – от крупнейших в своей сфере компаний до среднего бизнеса. Этот разброс необходимо учитывать и отвечать на него соответствующим набором услуг – у нас их сегодня более 60. Помимо крупных проектов, мы можем предоставлять на своей инфраструктуре доступные СМБ-сегменту сервисы. Среди универсальных решений можно отметить корпоративной почты Quickme, хостинг популярных 1С-приложений и т.д. 

Какие ключевые вызовы (трудности) испытывает Ваша компания на рынке в России?

Дефицит энергетических мощностей остается самой насущной проблемой, равно как и качество этого ресурса. Далее, идет кадровый вопрос – компания по-прежнему решает его своими силами, получить готового специалиста из системы образования практически невозможно. Влияние общекризисных тенденций также будет ощутимо:  эффект домино в экономике никто не отменял. 

Как Ваша компания решает вопросы энергопитания, охлаждения, информационной безопасности и подключения к каналам интернет-сети в России?

В соответствии с требованиями стандарта Tier-III. Электропитание состоит из системы общего электроснабжения (СОЭ), системы гарантированного электроснабжения (СГЭ) и системы бесперебойного электроснабжения (СБЭ).

Время автономии на 100% нагрузку - не менее 72 часов у СОЭ и порядка 15 минут при полной загрузке ИБП у СБЭ (степень резервирования 2N).

Система холодоснабжения дата-центра спроектирована по двухконтурной схеме с жидкостным охлаждением, источниками холода в системе при работе в теплый период года и зимой являются чиллеры ТМА 550/34/FC/PU производства фирмы GEOCLIMA, имеющие опцию «free cooling» («свободное охлаждение»).

В составе системы холодоснабжения имеется аккумулятор холода- подземное водохранилище объёмом 2 000 м3, позволяющее осуществлять холодоснабжение до 4 часов при отсутствии внешних источников холода (чиллеров).

Недавно компания расширила свои мощности в сегменте чиллеров, которых при текущих темпах заполняемости ЦОДа хватит до конца 2015 года.

Система прецизионного кондиционирования построена на базе кондиционеров производства компании Stulz (Германия) с холодильной мощностью  до 106 кВт, всё оборудование зарезервировано по системе N+1.

Что касается коммуникационной составляющей, то наш ЦОД располагает собственными волоконно-оптическими линиями связи до крупнейших телекоммуникационных площадок г. Москва: ММТС-9, ММТС-10. «ТрастИнфо» сотрудничает с большим числом ведущих российских провайдеров телекоммуникационных услуг, в общей сложности для оказания услуг связи в ЦОД операторами организовано около 2500 волоконно-оптических линий.

Безопасность информационных операций в ЦОДе гарантируется всеми необходимыми сертификатами соответствия в этой области, в частности, наличием PCI Data Security Standart, подтверждающего надежность дата-центра в части шифрования пользовательских данных при проведении обработки платежей. 

Как бы Вы охарактеризовали основные преимущества Вашей компании по отношению к конкурентам?

  • Высочайший уровень отказоустойчивости: «ТрастИнфо» построен как дата-центр стандарта Tier III+ по классификации ANSI/TIA-942-2005 с уровнем доступности оборудования более 99,982%, и уровнем отказоустойчивости не более 1,5 часов простоя в год, с резервирование всех критически важных систем.
  • Универсальный выбор сервисов: обеспечив высокую надежность аппаратной части, мы можем полностью сосредоточиться на развитии сервисов, и заказчик найдет в нашем портфолио все, что существует сегодня в этом сегменте. Показательным моментом стало признание в 2013 году нашей головной компании «Ай-Теко» по результатам исследования J’son&Partners лидером российского рынка в сегменте IaaS. 

Мы улавливаем рыночные тенденции и умеем работать на опережение: в рамках компании, помимо аренды ресурсов ЦОД и хостинга приложений, уже давно существует и успешно работает отдельное направление, сосредоточенное на разработке и развитие собственных облачных сервисов (eCloud для крупного бизнеса, MakeCloud для СМБ-сегмента), ведущих сегодня  за собой целое направление рынка услуг ЦОДов. 

Какова полезная площадь (whitespace) Вашего дата-центра и суммарная потребляемая мощность полезной нагрузки в данный момент?

Полезная площадь «ТрастИнфо» составляет 4500 м2, а мощность полезной нагрузки равна 3,5 мегаватт. 

Какова динамика указанных выше показателей (полезная площадь, суммарная потребляемая мощность полезной нагрузки) в 2013-14 г. по отношению к 2012 году?  

В начале 2013 года мы запустили новый, 10-й машинный зал, что позволило увеличить площадь ЦОД почти в 2 раза. Сейчас в «ТрастИнфо» может быть размещено около 1200 стоек.

Как бы Вы сравнили рост спроса в 2013-14 гг. по сравнению с предыдущим годом?

Пока год 2014 не завершен, сравнивать было бы не совсем корректно, на момент опроса мы однозначно фиксируем рост, качество которого станет яснее после завершения ряда проектов. Спрос на услуги нашего ЦОДа есть всегда, различия – в его отраслевой структуре. Благодаря высокой надежности и широкому порфолио услуг мы сохраняем положительную динамику спроса на наши услуги.

Какой процент полезной площади Вашего дата-центра в данный момент является вакантным? 

Мы выработали собственную стратегию заполняемости, согласно которой, придерживаемся соотношения занятых и свободных мощностей примерно 80х20. Это позволяет сохранять экономическую эффективность и располагать достаточными резервными ресурсами для быстрого увеличения мощностей наших клиентов по их срочным запросам. Резервы роста видим и за счет модернизации систем дата-центра: недавно завершили установку нового уникального чиллера Geoclima, созданного специально для «ТрастИнфо», с учетом наших пожеланий и специфики российского климата.

Какова планируемая динамика этих показателей (полезная площадь, суммарная потребляемая мощность полезной нагрузки) в 2014 и 2015 годах?

До конца 2015 года справедливым прогнозом может являться уровень в 20%, сопоставимый с общими рыночными темпами роста.

 Какова базовая стоимость размещения клиентского ИТ-оборудования на площадях вашего дата-центра (услуги колокейшн) в расчете на единицу арендуемой площади и единицу потребляемой мощности?»  (collocation benchmark price). Насколько она зависит от сектора индустрии, с которым вы работаете?

Это соответствует показателю цены за одну стойку, что в случае «ТрастИнфо» составляет $2000. От сферы работы заказчика не зависит. 

Как по Вашим предположениям изменится базовая цена в следующем году и на перспективу в 2-5 лет.

Как и у любой услуги, которая становится массовой, с более широким предложением рынку, снижение стоимости возможно за счет унификации услуг, оптимизации использования ресурсов ЦОДа. На уровне текущих показателей можно прогнозировать снижение  примерно на 10% в ближайшие 2-3 года.    

Как Вы оцениваете потенциал роста рынка колокейшн в России на последующие 5-10 лет?

Экспертный прогноз до 2016 года по сегменту в РФ – рост почти в 2 раза по сравнению с уровнем 2011-12 годов. Причины – общий рост потребности в облачных сервисах, а также новые законодательные требования, согласно которым, персональные данные российских пользователей должны храниться и обрабатываться в России.

Насколько развитие облачных услуг и возрастающих потребностей для обработки Больших данных повлияют на работу Вашего дата-центра?

Big-data и «облака», с точки зрения предоставления мощностей дата-центра в аренду, являются долгосрочным трендом. Клиентам сегодня нужны практически неограниченные мощности для обработки и хранения данных любого объема, даже если он взрывоопасно вырастет. Поэтому облачные сервисы и решения для «больших данных» – это самый динамичный сегмент. Идеология «все как сервис» (XaaS) успешно проявляет себя как локомотив услуг дата-центров, а мы стараемся оставаться в авангарде этого направления.

Если Ваш дата-центр предоставляет облачные услуги, то какую составляющую от общего дохода они приносят?

60% от общего объема услуг дата центра – это «облака». Это общий процент «облачных» сервисов в структуре услуг нашего ЦОДа для заказчиков. Доходность от разных сегментов в общей структуре мы не раскрываем.  

Какие облачные услуги вы предоставляете или планируете предоставлять?

Планируем развивать два новых направления – удаленные рабочие места и видеонаблюдение. Предоставляем сегодня весь набор XaaS, сервис электронной почты для корпоративных пользователей, аренду виртуальных машин, создание частных и гибридных облаков любой сложности. У нас свой подход к понятию гибридного облака, он основан на наличии двух наших собственных платформ – MakeCloud, созданной на открытом коде и представляющей собой «облачный конструктор», которым пользователь может управлять самостоятельно, и eCloud – решение для высоконагруженных и сложных корпоративных облаков, построенное на лучших технологиях и оборудовании HP и VMware. В зависимости от задач клиент может сформировать часть своего облака на базе eCloud, а вспомогательные сервисы разместить в MakeCloud. Таким образом, можно управлять и структурой решения, и его стоимостью, не теряя в надежности и неограниченных возможностях масштабирования.

В какие новые технологии инвестирует, или планирует инвестировать Ваша компания?

Во-первых, это все новинки спектра корневой инфраструктуры ЦОДа. У нас есть масштабная долгосрочная программа модернизации ключевых систем дата-центра, цель которой – поддерживать постоянное соответствие самому высоким требованиям с точки зрения экологической безопасности, бесперебойного предоставления сервисов и надежной защиты данных клиентов. Это же касается программных решений – например, для повышения качества мониторинга работы критически важных систем ЦОДа. Мы инвестируем и в создание новых сервисов на базе ЦОД, и, конечно, в нашу команду. Более 1000 наших сотрудников заняты в сфере предоставления услуг клиентам и обслуживания дата-центра, их высокую квалификацию подтверждают более 1400 сертификатов, многие из которых уникальны для России. 

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.