Гибридные облака: взгляд эксперта (обзор CNews, сентябрь 2014)


Подход "Сервионики" к понятию гибридного облака, не похожий на каноническое определение, комментирует Ярослав Фаробин, руководитель направления «Облачные сервисы и инфраструктурные решения»

farobinКакие ключевые преимущества Вы видите у гибридных облаков перед другими типами облаков?

Сразу стоит уточнить, что «Сервионика» разработала новый подход к понятию «гибридного облака». Традиционно гибрид – это объединение виртуальных мощностей, развернутых на площадке заказчика, с облачными ресурсами провайдера. Такой подход добавляет ресурсоемкости решению и оправдан, когда необходимосто, повысить отказоустойчивость и надежность предоставляемых сервисов. В силу объективных причин – например, динамичного роста бизнеса или новой масштабной задачи – собственных ресурсов заказчика может оказаться недостаточно. Обращаясь к провайдеру, он получает эти ресурсы оперативно и без капитальных инвестиций в их создание, уже готовыми и изначально рассчитанными на высокие нагрузки и жесткие требования к производительности, гибкости, отказоустойчивости.

Подход «Сервионики» – это развитие идеи гибридного облака: мы предлагаем облачную платформу, объединяющую два наших решения – eCloud, построенное на проприетарных технологиях (HP и VMware) и MakeCloud, созданное на открытом коде (OpenStack). К идее такого симбиоза мы пришли, видя, что клиенты заинтересованы в более гибком и широком инструментарии для решения своих задач, связанных с виртуализацией и оптимизацией ИТ-инфраструктуры. Благодаря этому подходу мы обеспечиваем отказоустойчивость и надежность при оптимальных затратах. Заказчик может полностью перенести инфраструктуру в облако, получив при этом возможность гибко управлять производительностью и надежностью, а также своими затратами. При этом «Сервионика» не только предоставляет облачные ресурсы, но и решает еще одну задачу, с которой клиенты сталкиваются в проектах по виртуализации или модернизации ИТ-инфраструктуры: реализацию оборудования, которое больше не планируется использовать. Мы можем принимать программно-аппаратные комплексы заказчика в зачет стоимости предоставляемых облачных сервисов. Оборудование также можно просто передать нам на обслуживание: «Сервионика» является сервисным партнером HP и других крупных производителей.

Интересный сценарий использования облачных ресурсов возникает у стартапов и малого бизнеса: такие компании могут начинать с облака, используя его как тестовую среду для создания ИТ-инфраструктуры, а впоследствии использовать накопленный опыт при создании собственной инфраструктуры по физической или гибридной модели.

Наиболее частый сценарий – когда в облако провайдера переносят высоконагруженные виртуальные серверы. Сейчас технологии уже позволяют проводить бесшовную интеграцию. Например, в нашей платформе eCloud реализована возможность объединить ресурсы заказчика, расположенные на его площадке и в нашем ЦОД «ТрастИнфо», и управлять ими централизованно. Также автоматизированы процессы миграции ресурсов с площадок заказчика на нашу платформу.

Как и другие виды облака, гибрид обладает таким преимуществом, как гибкое регулирование затрат. Можно выбрать разные модели оплаты: статическую (фиксированная абонентская плата) и динамическую (модель Pay-as-you-go, при которой пользователь оплачивает тот объем ресурсов, которые реально использованы). И при этом полностью владеть информацией о том, как расходуются ресурсы – например, с помощью нашего решения RapidCloud, которое мы предлагаем как платформу для управления облачными ресурсами заказчика. Тут могут открыться новые возможности – например, предоставление избыточных или временно не используемых ресурсов в аренду внешним клиентам. По сути, это возможность для клиента открыть новое бизнес-направление быстро и без капитальных затрат.


Когда без гибридного облака обойтись нельзя?

Определяющим критерием является эффективность использования серверных ресурсов. И заказчик, и – тем более – провайдер заинтересованы в том, чтобы серверные ресурсы были задействованы как можно более полно. Могут быть ситуации – например, размещение базы данных – когда физический сервер полностью удовлетворяет условиям наиболее эффективного использования ресурсов.

Вполне оправданно использовать физические серверы для размещения бизнес-приложений и любых других систем, позволяющих наиболее эффективно использовать имеющиеся физические ресурсы. У провайдера подход несколько другой: ему выгоднее предоставлять облачные ресурсы, так как именно таким путем обеспечивается наиболее полная загрузка имеющейся физической инфраструктуры. А клиенты, в свою очередь, не рискуют столкнуться с техническими или ресурсными ограничениями, как это может произойти с физической инфраструктурой.


Кто ключевой пользователь гибридных облаков?

Крупный бизнес и компании среднего бизнеса, динамично растущие и приближающиеся по масштабу и бизнес-задачам к крупным. С точки зрения структуры это компании, имеющие сложную территориально-распределенную структуру, либо холдинги: такие организации заинтересованы в надежной, стабильно работающей и защищенной ИТ-инфраструктуре с возможностью задействовать любой необходимый объем ресурсов в кратчайшие сроки. С точки зрения отраслей – финансовый сектор (банки, страхование), телекоммуникации, ритейл, строительная отрасль – многие девелоперы сейчас ведут проекты в разных регионах. Особые задачи стоят перед госсектором – сочетание надежности и доступности ресурсов здесь критически важно, особенно с учетом усиления законодательных требований в сфере персональных данных.


 Какие кейсы применения облаков Вы можете привести из своей практики?

«Автотрейдинг»,  лидер рынка грузоперевозок в России, выбрал платформу eCloud, предоставляемую «Сервионикой» и реализованную на программно-аппаратных решениях HP и Vmware, для развертывания Microsoft Dynamics AX. Переход в облако стал частью модернизации всей информационной системы компании: устаревшие бизнес-приложения были заменены на решение Microsoft, а облачная платформа выбрана для наиболее оптимального обеспечения стабильной работы региональных подразделений и их взаимодействия с центральным офисом. Транспортно-экспедиционная компания «Автотрейдинг» – национальный оператор, осуществляющий доставку сборных грузов без ограничений по весу в более чем 3500 населенных пунктов Российской Федерации, а также за рубеж. В структуру компании входят 105 филиалов по всей России, а в своей работе компания использует не только собственный автомобильный, но и железнодорожный, а также авиационный транспорт. Облачная инфраструктура позволяет «Автотрейдингу» справляться с новым уровнем нагрузки на бизнес-процессы, с учетом жесткой конкуренции на рынке перевозок, и обеспечивать бесперебойное предоставление услуг. Двухсокетные блейд-серверы НР ProLiant BL460c Gen8 на базе восьмиядерных процессоров Intel Xeon E5-2660 обеспечивают беспрецедентный уровень производительности, в сочетании с системой хранения данных HP 3PAR StoreServ 10000 это одно из наиболее эффективных комплексных решений по работе с «большими данными» в облачных средах. Ресурсы eCloud развернуты в «ТрастИнфо» - одном из крупнейших российских дата-центров нового поколения, обеспечивающем уровень надежности и доступности 99,982%, соответствующий требованиям Tier III, ГОСТ Р ИСО 9001:2008 и другим отраслевым стандартам. «Сервионика» обеспечивает стабильность работы облачной платформы, параметры предоставления технической поддержки. Благодаря отсутствию капитальных инвестиций в физическую инфраструктуру и прозрачности затрат на облачные ресурсы  клиент получил возможность сократить издержки и рационально использовать арендуемые мощности. Развернутые в облаке модули ERP-системы обеспечат оперативный доступ, совместную работу и централизованное управление ключевыми бизнес-процессами – в частности, финансами, документооборотом, взаимоотношениями с клиентами и партнерами.

eCloud также стал платформой для виртуальной инфраструктуры  крупного проекта в сфере туризма (по условиям контракта, название заказчик не может быть разглашено). Интернет сегодня является для большинства туристов основным источником информации при планировании поездок: популярные сайты о путешествиях и сервисы бронирования ежедневно посещают десятки тысяч человек. Поэтому при создании крупной автоматизированной информационной системы заказчик  принял решение развернуть его на облачной инфраструктуре (eCloud), позволяющей оперативно увеличивать объем вычислительных ресурсов в случае пиковых нагрузок. Одним из ключевых компонентов решения является централизованная система мониторинга. Она обеспечивает проактивное реагирование на инциденты и управление виртуальными ресурсами, как в штатном режиме, так и в экстремальных ситуациях – например, в случае возникновения DDoS-атак. Проект на основе eCloud обеспечит поддержку туристического портала с многомиллионной аудиторией, задача которого – стимулировать туризм и раскрыть большой экономический потенциал этой отрасли в России.

Не является ли гибридное облако промежуточным этапом при переходе от частного к публичному?

Здесь важна точность терминологии: что считать частным и публичным облаком? Частное облако может предоставлять и провайдер – и в этом случае никакого перехода нет в принципе. Если же под частным облаком подразумевается облачная платформа, развернутая на ресурсах заказчика, а под публичным – аналогичный ресурс, предоставляемый провайдером, то вопрос правомерен. Гибридное облако будет являться неким промежуточным шагом, который позволит оценить эффективность использования облачных ресурсов, предоставляемых провайдеров. И речь идет не о тестировании демо-зоны, а о переносе к провайдеру «боевых» задач с целью проверки: как среда, аналогичная уже имеющейся у заказчика, но созданная у провайдера, «справится» с такими задачами. Зачастую практика показывает, что облачная среда, предоставленная провайдером, справляется лучше. Причины этого очевидны: она изначально спроектирована провайдером в расчете на высокие нагрузки и жесткие требования к стабильности, доступности, масштабируемости.

Такой путь более характерен для крупных компаний, так как требует определенной зрелости бизнес-процессов и понимания целей развития бизнеса и – соответственно – сформированной ИТ-стратегии. Без этого невозможно ни поставить «задачу для облака», ни оценить, насколько успешно она решена. 

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.