«Луч света в темном царстве» — как «облака» меняют систему образования (блог i-Oblako, октябрь 2014 года)


e-learningПрофессора Стэнфордского университета Себастьян Трун и Питер Норвиг, чей вводный курс по искусственному интеллекту прослушали в режиме онлайн более 150 тысяч человек, считают, что к 2050 году в мире останется всего 10 университетов. Однако обучать они будут одновременно миллионы студентов. Является ли это сюжетом для научной фантастики или такое действительно возможно? Облачные вычисления говорят свое уверенное «да» - это вполне реально. 

Цифровые технологии в корне изменили взаимодействие с информацией. Персонализация, геймификация, мобильность — сейчас это не просто громкие слова. Если есть приложения, подсчитывающие активность пользователя в течение дня и разрабатывающие программу персональных тренировок, что мешает создать сервисы для мониторинга успеваемости студента, формирования индивидуальной программы обучения на основе его предпочтений и рекомендаций преподавателя, и все это автоматически, в режиме онлайн?

Уже работают стартапы, создающие инструменты для упрощения и одновременно повышения эффективности учебного процесса. Схожая ситуация и с различными игровыми приложениями, которые теперь разрабатываются не только как способ проведения досуга, но и как обучающие сервисы. Различные поощрения, рейтинги, уровни — эти неотъемлемые атрибуты игр отлично сказываются и на процессе обучения, поскольку задействуют психологию мотивации, так полюбившуюся человеческому мозгу.

Даже широко распространенные «облачные» бизнес-сервисы для организации документооборота или общения между сотрудниками служат отличным подспорьем в развитии цифрового обучения. Например, «TeamTools Документы», представленный на витрине i-Oblako, за символическую плату позволяет создать целую онлайн-канцелярию. С помощью этого полезного инструмента можно регистрировать поступившие документы, хранить их в базе и предоставлять права для различных ролей пользователей. Это ли не идеальный способ наладить оперативное взаимодействие между студентами, присылающими на проверку свои работы, и преподавателями?

«Облака» играют в цифровом образовании едва ли не главную роль, ведь это хранилище всей учебной информации, включая электронные учебники, каталоги курсов, расписание занятий, записи лекций и онлайн уроки. В масштабном исследовании, посвященном трендам дистанционного образования в 2014-2016 годах, от компании Docebo говорится, что к 2016 году объем рынка онлайн-образования в мире составит $51,5 млрд. На сегодняшний день наиболее развитыми считаются рынки США и Западной Европы, при этом США тратит на самообразование в режиме онлайн больше, чем кто-либо другой в мире.

Несмотря на то, что в России темпы развития дистанционного образования ниже, чем в Европе или США, его роль также продолжает расти. В 2011 году было разработано свыше 2000 электронных образовательных ресурсов. А с 1 января 2015 года все учебники в стране будут доступны в электронном виде - в противном случае, согласно принятому закону, они будут запрещены к изданию.

«Облака» значительно упрощают организацию образовательного процесса, дают возможность каждому присоединиться к глобальной базе знаний, стать частью единой информационной среды. И, что не менее важно, облака дают возможность организовать учебный процесс удобно и для преподавателей, и для студентов. Например, на базе нашей платформы MakeCloud можно создать простое хранилище конспектов, заметок и скачанных учебников, а можно - развернуть всю систему онлайн-обучения: от цифровой библиотеки до электронной почты и конференц-сервиса для общения студентов и преподавателей. С ростом числа сервисов, совершенствующих учебный процесс, «облака» смогут стать идеальной площадкой для тестирования и распространения новых образовательных технологий по всему миру. Ведь знания, как известно, не имеют границ. 

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.