Облачные сервисы в России: исследование IDC (февраль 2015 года)


schepilovАналитическое агентство IDC готовит ежегодный отчет о состоянии рынка облачных сервисов. Насколько оправдывается прогноз, данный IDC в 2012 году - о росте рынка, в среднем, на 27% в течение 5 лет - до 2017 года? Какие изменения вносит в проекты клиентов и планы провайдеров экономический кризис и геополитические факторы? На вопросы IDC ответил Евгений Щепилов, управляющий директор компании "Сервионика" (ГК "Ай-Теко")

1.       Какие антикризисные меры вы принимаете?

В кризис важно быть понятным – клиентам некогда изучать пространные ТКП. Поэтому  мы максимально упростили структуру услуг, распределив их по 7 ключевым направлениям – от  частных и гибридных облаков до комплексного обслуживания инфраструктурных объектов и предприятий.

К этой диверсификации, позволяющей сочетать универсальность предложения с четким позиционированием, готовились несколько лет: формировали оптимальный  пакет услуг в сфере аутсорсинга, с 2009 года начали активно развивать услуги дата-центра «ТрастИнфо», затем вывели на рынок собственные облачные платформы (в 2012 – MakeCloud, в 2013 – eCloud).

Премьерой 2014 года стал Ru-Stack – «платформа из коробки»: готовое решение, содержащее все необходимые компоненты для построения частного облака любой сложности и масштаба в короткий срок. Это полностью российская разработка с использованием открытого кода, что соответстует требованиям к импортозамещению. Целевая аудитория Ru-Stack - ИТ-службы крупных компаний, холдинговых структур, а также обособленных ИТ-сервисных подразделений. Несмотря на недавнее появление на рынке, Ru-Stack уже победила в крупном тендере, в условиях жесткой конкурентной борьбы с сильнейшими зарубежными разработчиками облачных решений. В настоящее время идет инсталляция платформы в дата-центре западно-европейского заказчика из телекоммуникационной отрасли.

Самая близкая аналогия для нашей системы услуг  - это конструктор Lego. Сосредоточившись на основных услугах, мы не теряем перспективы расширения. Сбалансированность  каждого направления и всей структуры позволяет индивидуально подходить к потребностям клиентов, формировать любой пакет услуг и обеспечивать единый сервисный подход. Обновленная сервисная модель успешно прошла первую проверку кризисом: в 2014 году рост продаж «Сервионики» составил 15 % (в рублевом выражении) по сравнению с 2013 годом.

Новые сервисы и проекты требуют квалифицированной поддержки, участия грамотных и увлеченных современными технологиями разработчиков. Поэтому мы открываем новые вакансии для ИТ-специалистов. Сферы - обслуживание ЦОД, разработка и поддержка облачных сервисов, высоконагруженных инфраструктурных решений, хранилищ данных, реализация  прикладных ИТ-задач в сферах видеонаблюдения, бизнес-аналитики и т.п. В январе наша команда уже выросла на 5%.

2.       Как ведут себя ваши клиенты? Кто уходит кто приходит, имеется ли массовый отток и т.п.?

Отток клиентов мы не наблюдаем, так как, наряду с расширением сервисного предложения, компания смогла сохранить на прежнем уровне цены и высокое качество обслуживания. Бизнес «Сервионики» ориентирован преимущественно на российский рынок, поэтому наши тарифы изначально мало зависели от валютных колебаний.

В числе значимых проектов 2014 года – внедрение облачной инфраструктуры для компании «Автотрейдинг». На базе нашей платформы eCloud в дата-центре «ТрастИнфо» развернута корпоративная система Microsoft Dynamics AX, объединяющая подразделения этой крупнейшей транспортно-логистической компании во всех регионах РФ. 

3.       Меняется ли для вас стоимость обслуживания ваших ресурсов, за счет аренды или других параметров?

С точки зрения стоимости ресурсов и персонала, в России динамика роста цен, например, на услуги дата-центров не так значительна, как в Европе. Мы инвестировали в оборудование, которое можно использовать с учетом импортозамещения. Но стоит отметить, что с изменением курса валют тарифы российских ЦОД стали более привлекательными для клиентов, так как получать качественное обслуживание и ресурсы можно по более низким ценам, чем у зарубежных поставщиков. Пока у нас менялась цена только на валютную составляющую, но она не столь значительна в общей структуре затрат ЦОДа. 

4.      Как на вас повлиял закон о необходимости хранения персональных данных на территории России?

Мы готовы помочь нашим клиентам в выполнении этих новых требований, так как «Сервионика» обладает опытом работы с крупными заказчиками из госсектора, финансовой сферы, телекома – отраслей, где безопасность данных является наивысшим приоритетом. С учетом новых экономических и законодательных реалий мы проработали ряд новых решений, получили дополнительные сертификации. Одной из первых в России «Сервионика» подтвердила соответствие своей системы управления информационной безопасностью (СУИБ) требованиям стандарта ISO/IEC 27001:2013, пройдя аудит по новой версии стандарта. Соответствие системы менеджмента ИТ-сервисов стандарту ISO 20000-1 подтверждено сертификацией Британского института стандартов (BSI). Надежность хранения данных в ЦОД «ТрастИнфо» подтверждена  сертификатом соответствия PCI Data Security Standart – он разработан пятью международными платежными системами (Visa, MasterCard, American Express, JCB и Discover) и направлен на обеспечение комплексной безопасности данных держателей платежных карт.

ЦОД «ТрастИнфо» является одним из самых надежных и защищенных коммерческих дата-центров в России (уровень доступности соответствует Tier III - 99,982 %,  суммарное время простоя не может превышать 1,5 часов в год). «ТрастИнфо» входит в Top-3 крупнейших дата-центров России, в прошлом году мы открыли 2 новых машинных зала, предвидя рост спроса даже в условиях кризиса. На мощностях «ТрастИнфо» можно реализовывать проекты любой сложности – от создания высокозащищенных хранилищ данных и резервных ЦОД до развертывания полной инфраструктуры в частном, публичном или гибридном облаке.

В качестве основы для таких проектов мы предлагаем три облачные платформы собственной разработки:

  • eCloud, ориентированную на создание частных и гибридных облаков для крупных корпоративных заказчиков,
  • MakeCloud – сервис публичного облака, востребованный сегодня компаниями любого масштаба.
  • Ru-Stack – новинка 2014 года, виртуальная сервисная платформа для построения частного облака любой сложности и масштаба в короткий срок (см. вопрос 1). Это полностью российская разработка с использованием открытого кода, что соответстует требованиям к импортозамещению.

Клиенты могут арендовать у нас и бизнес-приложения, что позволяет сократить расходы на самостоятельное приобретение лицензий и обслуживание ИТ-ландшафта. На нашей интернет-витрине i-Oblako можно выбрать, протестировать и начать использовать более 20 различных SaaS и IaaS-решений. Таким образом, «Сервионика» выступает как провайдер полного цикла облачных сервисов – от ЦОДа до бизнес-приложений, гарантируя клиентам размещение и обработку данных на территории России, как того требует актуальное законодательство.

Кроме того, мы планируем объявить о новой инициативе – поддержке российских разработчиков в реализации проектов по импортозамещению. В рамках совместных проектов «Сервионика» предоставит инфраструктуру для развертывания готовых решений, пилотных проектов и тестовых сред.

5.       Как на вас повлияли инициативы по импортозамещению?

От клиентов, столкнувшихся с сокращением ИТ-бюджетов, снижением доступности оборудования и сервисов западных вендоров, мы получаем много запросов по теме импортозамещения. У «Сервионики» есть весь спектр предложений в этой области: платформенные решения для облаков (в том числе – на open source), интернет-магазин российских облачных сервисов i-Oblako, возможность переноса оборудования, ИТ-инфраструктуры и данных на ресурсы мощного российского ЦОДа «ТрастИнфо».

Осенью 2014 года «Сервионика» подписала важное для разработок в сфере импортозамещения соглашение с компанией «Мирантис», одним из мировых лидеров в области открытого кода. В совместных планах - разработка облачных решений на OpenStack, ведущей open-source платформе для облаков.

Заключен ряд новых партнерских контрактов с производителями, решения которых могут использоваться для задач импортозамещения. Это позволит клиентам сохранить инвестиции и технологические компетенции. Кроме того, мы активизировали собственные разработки, выведя на рынок такие решения, как облачная корпоративная почта eCloud.Mail и сервис «Удаленный рабочий стол».

В начале 2015 года в структуре услуг «Сервионики» появилась «Дорожная карта импортозамещения» - аудит, позволяющий клиентам получить ответы на важные вопросы: как планировать и развивать ИТ-инфраструктуру, где найти российские аналоги импортозамещаемого оборудования и ПО, что из имеющегося оборудования и систем целесообразно передать на аутсорсинг внешнему провайдеру.

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.