Open Source в России: становление и развитие на фоне экономических и политических кризисов (журнал PCweek, апрель 2015)


В рамках юбилейного проекта «PC Week/RE — 20 лет инноваций!» один из старейших российских ИТ-журналов публикует серию обзоров, экспертных статей и интервью про разные направления ИТ-отрасли и ИТ-рынка через призму их исторического развития, особенно в плане прохождения ими кризисных периодов. В обзоре, посвященном развитию российских разработок на базе Open Source, принял участие Евгений Щепилов, управляющий директор компании "Сервионика" (ГК "Ай-Теко"). 

  1. Когда в России начал формироваться данный сегмент ИТ-рынка, какие можно выделить ключевые моменты и этапы в его развитии?

schepilovСвободное программное обеспечение – явление общемировое и кросс-культурное, каковым оно стало не сразу.  В 1970-80-е годы разработка приложений для операционных систем класса UNIX была уделом одиночек либо разрозненных команд программистов. Это объяснялось закрытостью кода таких систем. Все изменилось в 1991-м, когда Линус Торвальдс создал ядро ОС Linux с открытым кодом: в мире начали появляться первые дистрибутивы этой операционной системы, многие из которых развиваются и поныне.

В России 1990-х развитие телеком-рынка в его современном понимании только начиналось: в середине 1997го во всей стране было всего 300 тысяч абонентов сотовой связи и около 1 млн интернет-пользователей – соответственно, 0,001% и 0, 003 % от всего населения. Свободное ПО воспринималось исключительно как инструмент для профессионалов, а не основа массовых продуктов: первые российские компании, работающие с OpenSource, появились практически одновременно с западными игроками этого рынка. Большинство из них в период накопления знаний, опыта самостоятельной разработки и участия в глобальных OpenSource сообществах начинало с локализации зарубежного программного обеспечения.

2. Как данный сегмент ИТ-рынка пережил кризисы 1998 и 2008 гг.?

Финансовые кризисы вызвали новый всплеск интереса к свободному ПО. В 1998 г. Linux «дорос» до серьезного использования в бизнесе – на серверах, и компании сегмента OpenSource занимались в основном технической поддержкой серверных решений. В 2008 г. в России активизировалась борьба с компьютерным пиратством (дело Поносова и др.), а программные продукты на базе OpenSource достигли такого уровня развития и удобства, что стали доступными обычным пользователям на настольных ПК. Все это способствовало повышению интереса к СПО: бизнес искал в нем  бесплатную альтернативу проприетарным программным продуктам, а государство уже тогда начало задумываться о технологической независимости от Запада. СПО начинают активно продвигать как софт для госструктур и образовательных учреждений, разрабатываются нормативно-правовые акты, регламентирующие эти процессы. В это время на российском рынке появляются первые крупные ИТ-компании – разработчики и системные интеграторы. Не менее десятка компаний, от «Ай-Теко» до «Яндекса», ведут отсчет своих «дней рождения» с 1997-1999 годов. Формируются сильные команды, развиваются компетенции в разработке проприетарных и открытых решений, зрелость OpenSource растет.

3. Что происходит с данным сегментом рынка в современный кризисный период? Чем нынешний кризис отличается от кризисов 1998 и 2008 гг.? Что у них общего? Каковы перспективы выхода из нынешнего кризиса?

На рынке произошло много изменений, связанных со снижением доступности западного оборудования и ПО, ростом курса зарубежных валют. Возросла важность информационной безопасности государства. Объявленный правительством курс на импортозамещение, в том числе и в сфере ИТ, может стать стимулом к развитию российской отрасли разработки: спрос на высокотехнологичные решения на внутреннем рынке будет расти. СПО, не требующее лицензионных отчислений и предоставляющее готовый программный код с возможностью модификации и развития, может широко использоваться в целях импортозамещения, что уже было в мировой практике. К тому же в России достаточно собственных разработчиков и инженеров, специализирующихся на работе с этим типом программ: успешно развиваются не только локализованные редакции международных проектов (например, OpenOffice Pro), но и отечественные FAR ManagerNginxDriverPack Solution7-Zip и другие бизнес-приложения.

Особо отметим активное применение свободного ПО для облачных решений – этот сегмент, наряду с услугами ЦОД, является сегодня драйвером роста отечественного ИТ-рынка (IDC, например, оценивает его на уровне 27% в перспективе до 2017 г.). Наиболее обсуждаемой является платформа OpenStack – мировой лидер open source по активности и скорости развития. В России уже есть ряд облачных решений на ее основе. Например, специалисты ГК «Ай-Теко» в 2012 году вывела на рынок MakeCloud – сервис публичного облака, полностью реализованный на OpenStack, – первый российский проект на этой платформе, успешно работающий в режиме коммерческой эксплуатации. Наработки, реализованные в MakeCloud, были использованы два года спустя для создания виртуальной сервисной платформы «Ру-Стэк» – «облака из коробки». Компании любого масштаба и рода деятельности, в том числе сервис-провайдеры, могут использовать ее для самостоятельного развертывания и управления облачными сервисами. Около 550 изменений и дополнений были внесены  в ключевые модули OpenStack – Nova, Quantum, Ceilometer и ряд других. В разработку «Ру-Стэк» вложено более 24000 человеко-часов, а объем кода, добавленного нашими программистами  в «копилку» OpenStack, составляет более 1 млн строк.

Полный текст обзора читайте на сайте PCweek

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.