По ту сторону аутсорсинга (журнал "ИТ-менеджер", апрель 2015)


megrelishviliНесмотря на вполне осязаемые перспективы спада в развитии ИТ-рынка, аутсорсинговые компании полны оптимизма. Ведь, как показывает практика, в кризис именно это направление услуг продолжает развиваться благодаря росту интереса заказчиков к инструментам для оптимизации бизнеса. Опыт минувших рецессий в российской экономике показал, что в эти периоды аутсорсинговый бизнес может получить существенный толчок в развитии. В обзоре журнала "ИТ-менеджер" рассматриваются точки зрения лидеров рынка на то, что сейчас является наиболее выигрышной стратегией для поставщиков и клиентов, какие ожидания правомерны и с какими иллюзиями стоит попрощаться. В числе экспертов - Георгий Мегрелишвили, директор департамента развития сервиса и аутсорсинга компании "Сервионика", ГК "Ай-Теко". 

Как меняются взаимоотношения между участниками рынка ИТ-аутсорсинга: становятся ли заказчики более требовательными к аутсорсерам, а аутсорсеры – более клиентоориентированными (да/нет и почему)?

Безусловно, такое изменение происходит. Причин несколько:

  • С точки зрения клиентов, в условиях сокращения бюджетов заинтересованность компаний в получении наиболее качественного сервиса, максимальном ROI и эффективности инвестиций растет. Аутсорсерам не стоит ждать «скидок на кризис» в отношении качества. 
  • Аутсорсинг – сфера деятельности, клиентоориентированная по определению: без понимания потребностей клиента (а еще лучше – его стратегии, что важно для выстраивания долгосрочных отношений) компания-аутсорсер останется на уровне исполнителя. Тогда как настоящий профессионализм аутсорсера – в том, чтобы быть стратегическим партнером, помогая клиенту в развитии бизнеса, а не только в обслуживании текущих потребностей. При таком подходе у аутсорсера появляется возможность даже в кризисное время предложить новые услуги с учетом изменившихся потребностей каждого конкретного заказчика. Например, с начала 2015 года в нашем портфеле услуг появилась «Дорожная карта импортозамещения» - для компаний, находящихся в поиске альтернатив импортному оборудованию и ПО, «Сервионика» разрабатывает рекомендации по планированию IT-инфраструктуры, критерии выбора новых поставщиков и оптимизации ИТ-процессов.

Насколько распространено на отечественном рынке такое сравнительно новое явление как ИТ-мультисорсинг, каковы преимущества и недостатки этой модели?

Преимущества для заказчика – в возможности получить максимум необходимых сервисов от одного поставщика: это проще с точки зрения администрирования и выгоднее благодаря снижению издержек. Например, «Сервионика» в 2014 году начала предоставлять такие услуги, как аутсорсинг управления недвижимостью, поддержка систем видеонаблюдения и мультимедийных систем, обслуживание сверхсложного телеком-оборудования. Мы выходим в области, смежные с классическим ИТ-аутсорсингом, и этот подход клиенты поддерживают.

С точки зрения аутсорсера, работа по такой модели предполагает одинаково высокий уровень компетенций по всем направлениям, заявленным в сервисном портфеле. Это требует значительных инвестиций в подготовку персонала и материальной базы, сформированной системы стандартов качества. Плюсы этой модели – в возможности выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, ориентированные на полную сервисную поддержку их бизнеса.

Какие факторы являются определяющими для заказчика при выборе ИТ-аутсорсинговой модели?

Возможность использовать компетенции провайдера, получить более качественный сервис, повысить отдачу от затрат на ИТ и, что очень важно, сделать их прозрачными. Упрощенное представление о том, что аутсорсинг – это способ сэкономить, встречается все реже. За годы роста рынка сформировалась «культура потребления» аутсорсинга – заказчики лучше информированы как о плюсах, так и о рисках данной модели, все меньше завышенных ожиданий.

На какой стадии, по Вашей оценке, находится рынок ИТ-аутсорсинга в России – каковы основные драйверы и препятствия для его развития?

Новым драйвером рынка может стать тема импортозамещения: бюджеты на развитие сокращаются, зарубежное оборудование становится менее доступным, и аутсорсинг будет рассматриваться клиентами в качестве эффективной альтернативы собственным проектам по модернизации ИТ-инфраструктуры. Препятствия – общие для всей экономики: нестабильность мировых рынков, снижение инвестиционных возможностей, пересмотр планов компаний по реализации крупных проектов.

Рынок аутсорсинга в целом стабилизировался и вступил в стадию консолидации 2-3 года назад. Кризис может ускорить этот процесс, так как небольшие компании, не обладая достаточными ресурсами и компетенциями для работы в сложных экономических условиях, покинут рынок, а у крупных компаний больше возможностей сохранить свои позиции, например, в результате диверсификации бизнеса. Например, «Сервионика» сформировала новую структуру услуг – в ней 7 основных направлений, в том числе – облачные сервисы и услуги ЦОД. Такой подход позволяет нам сохранить универсальное сервисное предложение и при этом выделить услуги, которые будут востребованы и в кризисные, и в благополучные времена. 

Полный текст обзора читайте на сайте издания

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.