Выбор IaaS: не в деньгах счастье (журнал "ВОблаке.рф", апрель 2015)


cherevkovЗа последние два года на инфраструктуру как сервис в России сформировался устойчивый спрос, на который сервис-провайдеры и владельцы дата-центров ответили активным развитием IaaS предложений в своих продуктовых линейках. Чем больше таких услуг на рынке, тем важнее заказчикам сделать правильный выбор между тем или иным провайдером. Какими критериями стоит руководствоваться при выборе IaaS, чтобы получить оптимальное по цене, качеству и надежности предложение? Анализу предпочтений пользователей IaaS посвящена статья Алексея Черевкова, директора по развитию облачных сервисов компании "Сервионика" (ГК "Ай-Теко")

Облачные сервисы IaaS становятся всё более популярной услугой в России. По прогнозам J'son & Partners Consulting, к 2018 году этот рынок составит около 7 млрд рублей со среднегодовым темпом роста 29% в течение 2014-2018 годов. На конец 2014 года аналитики агентства прогнозировали достижение рынком IaaS объема в 2,5 млрд рублей, что на 50% больше, чем годом ранее.

По оценкам J'son & Partners Consulting, всего в России услугами IaaS только лишь российских провайдеров пользовались около 20 тыс. компаний, а к 2018 году количество компаний, использующих IaaS, увеличится почти в 3 раза и составит порядка 58 тыс. Клиенты сервисов IaaS очень разные: это могут быть и крупные холдинги, финансовые компании, которые решают с помощью виртуальной инфраструктуры целый спектр критических для бизнеса задач, так и средние и небольшие компании, которые арендуют инфраструктуру просто потому, что не видят смысла инвестировать в собственную и акцентироваться на её обслуживании, предпочитая заниматься только профильной деятельностью. Соответственно, и критерии выбора провайдера для большинства из них могут отличаться.

Цена вопроса

Российский рынок IaaS достаточно молод, и еще два-три года назад справедливо было говорить о том, что предложения сервис-провайдеров в этом сегменте немногочисленны. Тогда заказчики IaaS могли пользоваться услугами на базе вычислительной инфраструктуры зарубежных провайдеров – правда, их преимущества зачастую заключалось только в низкой цене, которая достигалась за счет предоставлении сервисов на low-end оборудовании, не предназначенном для работы высоко нагруженных систем.

По мере созревания услуг IaaS в нашей стране появилось достаточное количество сервис-провайдеров, работающих с этой услугой, их предложения с каждым годом становятся всё более сбалансированными по качеству и цены, вырос уровень предоставления услуг. Дополнительными факторами, увеличившим спрос на отечественные IaaS-сервисы, стали рост курсов иностранных валют и перспектива вступления в силу законодательных норм, регулирующих правила обработки персональных данных граждан РФ исключительно на территории РФ. Сегодня провайдерам поступает всё больше запросов на перенос ресурсов из зарубежных ЦОДов в отечественные.

Однако не будет преувеличением сказать, что в деле выбора IaaS провайдера фактор цены остаётся краеугольным, ведь одна из важнейших целей переноса инфраструктуры в облако – сокращение издержек от приобретения и эксплуатации собственного оборудования. Экономия на «железе» – один из главных двигателей развития облачных услуг, активно использующихся и в маркетинге подобных сервисов. По степени значимости цены можно выделить три группы пользователей IaaS: имеющих несколько виртуальных машин, от 5 до 25 машин и ещё одну – владельцев более 25 машин. Так вот, вопрос цены будет чрезвычайно важным для всех, но особенно – для первой категории пользователей. Те компании, которые размещают данные на более чем 5 виртуальных машинах, обращают больше внимания на технические аспекты предоставления услуг, причем средняя группа следит за всеми нюансами максимально тщательно, бдительно контролируя расходы на оплату IaaS.

Технические аспекты

Технические аспекты, на которые обращают внимание компании при выборе IaaS провайдера, могут серьезно отличаться в зависимости от масштаба бизнеса и его специфики, но в любом случае в связи с ростом конкуренции на рынке услуг IaaS растут и требования клиентов к их качеству. Тем не менее, у каждой из перечисленных групп есть свои предпочтения.

Например, для компаний с небольшим количеством виртуальных машин (до 5 ВМ) местоположение дата-центра не является критичным: подавляющее число российских коммерческих ЦОДов расположено в Москве, что не мешает им предоставлять услуги пользователям по всей стране. Но, в частности, для услуги «рабочий стол как сервис» (desktop as a service, DaaS) этот аспект может быть важен.

Для пользователей групп от 5 виртуальных машин и выше важно наличие системы хранения данных (СХД), так как такие заказчики работают уже с большими объемами информации. Именно поэтому две «старшие» группы пользователей начинает волновать и возможность использования быстрых дисков SAS/SSD. Средняя группа обычно выбирает SAS, а старшая – SSD, поскольку все они серьезно отличаются друг от друга по цене использования.

По умолчанию важным аспектом является наличие резервного копирования данных, но небольшие заказчики могут пренебрегать им опять же из соображений экономии. Значимость этой опции не нуждается в подтверждении, именно поэтому в IaaS тарифы «Сервионики» резервное копирование виртуальных машин встроено по умолчанию. Довольно распространен запрос на наличие VPN, это недорогая опция, которою выбирает множество компаний.

В отдельных случаях могут быть востребованы и такие опции, как, например, защита от DDos атак, но это зависит, скорее, не от размера бизнеса заказчика, а от его публичности/непубличности и потенциального интереса к его данным конкурентов и хакеров.

Или, например, подключение к CDN (Content Delivery Network) – географически распределённая сетевая инфраструктура, позволяющая оптимизировать доставку и дистрибуцию контента конечным пользователям. По сути CDN – это такой «интеллектуальный» кэш данных, подобный кэшированию страниц интернет-браузерами. Он необходим для передачи однотипных данных большому количеству пользователей в регионах, но такой функционал может быть востребован только в весьма специфическом бизнесе. Например, CDN активно используют платформы интернет-видео и онлайн-кинотеатры.

Момент выбора

Важным моментом выбора для пользователей IaaS услуг является тестирование сервисов. Эту опцию предоставляют все провайдеры, причем обычно процесс выстроен так, чтобы небольшие заказчики, использующие до нескольких виртуальных машин, могли из стандартного пула конфигураций на сайте самостоятельно собрать свой сервис и сразу же начать им пользоваться. Процесс максимально автоматизирован с тем, чтобы исключить из стоимости услуг для них работу персонального менеджера, что существенно экономит издержки. Именно поэтому очень важно наличие интуитивно понятных и дружелюбных интерфейсов работы с сервисами.

Средние и крупные заказчики обычно общаются с сервис-провайдером через проектных менеджеров. Выбор таких клиентов сильно зависит от тех задач, которые они ставят перед виртуальной инфраструктурой. Они могут использовать её и как рабочую среду приложений, и как тестовую, в этом случае скорость и надежность обработки данных не играют столь решающей роли. Может быть и обратная ситуация, например, среди банковских организаций, для которых критическим фактором является скорость взаимодействия с дисковой подсистемой и СХД: можно нарастить виртуальные мощности или расширить интернет-канал, но именно скорость взаимодействия является константой, и определить ее можно только в ходе тестирования.

Стоит отметить, что по уровню и наличию технических опций предложения всех крупных сервис-провайдеров достаточно одинаковы. Помимо ценового фактора при выборе, чрезвычайно важного, иногда решающую роль может сыграть отношение к пользователю и возможность начать работу с сервисом, не задавая вопросов. Именно этот фактор, на практике зависящий от дружелюбности и простоты интерфейса, может заставить компании заплатить больше за удобство работы, ведь время заказчиков, потраченных на настройку и работу с сервисами – это тоже их деньги. Поэтому сервис-провайдеры, включая «Сервионику», уделяют и будут уделять этому аспекту самое пристальное внимание.

Статья доступна подписчикам журнала на сайте и в мобильном приложении. 

 

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.