Собственный или арендуемый ЦОД?


lukovnikov

Рынок услуг дата-центров является на сегодняшний день драйвером роста ИТ-рынка в целом, и в России этот тренд проявляется в полной мере. По оценке международной аналитической компании PMR, в 2014 году объем российского рынка ЦОД вырос примерно на одну пятую и достиг 11,7 млрд рублей (на 20,4% больше, чем годом ранее). Этот подъем связан с быстрым развитием отечественной интернет-экономики и растущим объемом данных в корпоративных ИТ-системах. Аналогичные выводы делают и другие известные аналитические агентства: так, IDC в прогнозе на период до 2017 года говорит о росте российского рынка ЦОД на уровне 27% в год, iKS Consulting прогнозирует, что к 2018 г. объем рынка вырастет почти в 2 раза и превысит 26,3 млрд, а количество установленных стоек в коммерческих дата-центрах увеличится до 48,3 тыс.

О том, какие факторы стоит принять во внимание при выборе между строительством собственного и арендой коммерческого ЦОДа, размышляет Михаил Луковников, директор ЦОД "ТрастИнфо", находящегося под управлением компании "Сервионика". 

Тенденция к росту потребления ресурсов дата-центров связана с двумя факторами - глобальным и локальным.

  • Глобальный: рост спроса на услуги дата-центров в целом, связанный с ростом объемов данных, обрабатываемых в корпоративных ИТ-системах, повышением значимости оперативной обработки информации для принятия решений и развитием новых технологий, требующих значительных вычислительных мощностей (cloudin-memory).

  • Локальный – новые требования российских законов, в частности - вступление в действие ФЗ №152-ФЗ «О персональных данных», требующего хранения персональных данных на территории РФ, ожидаемое ужесточение законодательства в финансовой и банковской сфере, а также новые требования к информационной безопасности в целом.

Удовлетворить эти требования в условиях снижения ИТ-бюджетов компаниям сложно. В то же время, в России уже сложился класс профессиональных поставщиков услуг ЦОД. За последние годы рынок сделал значительные успехи в этой области. Централизация рынка (более 70% площадей находится в Москве и Московском регионе, 18% - в регионе Санкт-Петербурга) заставляет провайдеров искать новые возможности повышения эффективности существующих объектов. С другой стороны, Россия, обладая значительным уровнем развития телекоммуникаций (выше среднеевропейского), может всерьез задуматься о переходе к строительству ЦОДов в регионах. У поставщиков услуг ЦОД и у крупных клиентов есть для этого все возможности. К концу 2014 года в PMR насчитали 175 коммерческих дата-центров, расположенных на территории РФ. За год было запущено 10 новых объектов. В 2012 году число ЦОДов в России равнялось 154, годом ранее — 140, в 2010 году — 114, в 2009-м — 110. Дата-центр «ТрастИнфо» в 2014 году расширил свои площади почти вдвое, запустив сразу два машинных зала. Это позволило ЦОДу сохранить статус одного из крупнейших коммерческих дата-центров в России (входит в Top-3 по данным iKS Consulting и CNews).

Среди наиболее популярных услуг первенство удерживает co-location – размещение оборудования клиента в коммерческом ЦОДе. Провайдер подключает его к электричеству, обеспечивает обслуживание и подключение к каналам связи, берет на себя ответственность за бесперебойную работу и обслуживание оборудования. Больше 50% расходов на колокацию приходится на долю банков, которые пользуются коммерческими услугами ЦОД для резервного копирования данных и дублирования ИТ-систем. Финансовые учреждения, как правило, арендуют площадь для 5-15 стоек.

Строительство ЦОДа (для собственных нужд или с коммерческими целями) является затратным долгосрочным проектом и в России может потребовать около 5 лет. Недаром даже телеком-операторы, у которых для создания таких объектов есть все возможности и серьезная рыночная потребность (услуги ЦОД могут быть рассмотрены как одна из новых возможностей роста бизнеса на высококонкурентном рынке), за 2014 год ввели в строй всего 2 ЦОДа (для сравнения, в 2013 году телеком-операторы построили 9 из 11 новых ЦОДов в России). Цена проектов, надежность и квалификация компании, проектирующей и ведущей строительство, доступность и безопасность хранимой в ЦОД информации будут сохранять для заказчиков доминирующее значение.

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.