Юридически значимый электронный документооборот: неторопливое движение в направлении неизбежности (ICT-online, май 2015)


Очередной обзор журнала "ИТ-менеджер" в рамках спецпроекта по электронному документообороту посвящен истории возникновения ЮЗЭДО - безусловно ключевого на данный момент тренда отечественной ЕСМ/CЭД отрасли. По оценке наблюдателей рынка, предпосылки его развития возникли в 2002 году, когда вступил в силу федеральный закон «Об электронной цифровой подписи». В 2012-2013 годах тенденция перехода к ЮЗЭДО в связи с нововведениями в законодательстве получила новый импульс. Сейчас преимущества ЮЗЭДО перед бумажным юридически значимым документооборотом и тренд перехода на электронные сервисы очевидны. Своим видением происходящего в сегменте ЮЗЭДО поделилась Полина Руэда-Маэстро, руководитель направления ЮЗЭДО компании «Сервионика» (ГК «Ай-Теко»).

rueda-maestro1. Когда, по Вашей оценке, стал очевиден интерес к ЮЗДО и появились возможности его воплощения? В связи с чем? 

Интерес у компаний-новаторов возник сразу, как только появилась возможность использовать сервис ЮЗДО, подкрепленная законодательно. Вслед за такими заказчиками постепенно стали переходить на ЮЗДО и их контрагенты. Но у большинства организаций даже на сегодняшний день, когда эта тема уже значительно проработана как законодательно, так и провайдерами услуг ЮЗДО, процесс перехода с бумажного на электронный документооборот идет не быстро и не просто. Сервис обмена документами между компаниями особенно эффективен тогда, когда на него переведен значительный объем документооборота заказчика или большое число его контрагентов. При этом компании-пользователи зачастую сталкиваются с тем, что их контрагенты не спешат переходить на электронный формат, ведь согласно законодательству использование сервиса ЮЗДО на сегодняшний день не является обязательным. Драйвером же рынка, несомненно, являются клиенты уровня Enterprise. Небольшие организации не могут рекомендовать своим контрагентам уровня Enterprise переход на ЮЗДО в силу сложности принятия решений у последних и недостаточного веса рекомендаций менее крупных компаний. А для больших заказчиков переход на сервис электронного документооборота - это полноценный проект с условием использования значительного числа учетных и ERP-систем внутри организации. Чтобы помочь в этом процессе нашим клиентам, компания «Сервионика» и вышла на рынок ЮЗДО как крупнейший интегратор России.

2. Расскажите, пожалуйста, об истории развития возможностей ЮЗДО в Вашей компании - как в ее работе, так и в продвигаемых ею решениях

Сегодня компания «Сервионика» является доверенным оператором электронного документооборота счетов-фактур. Но прежде чем выйти на этот рынок, мы попробовали на себе этот сервис и оценили, насколько востребованы могут оказаться наши услуги как интегратора. Мы  провели пилоты по использованию сервиса ЮЗДО с нашими крупнейшими контрагентами и теперь используем полученный  опыт при развитии продукта и сервиса собственной разработки «Сервионики» - i-Конто. Как уже говорилось выше, основным драйвером рынка являются крупные компании. Для таких клиентов следствием внедрения любой дополнительной системы, затрагивающей бизнес-процессы компании, становится длительное переобучение сотрудников для работы по новым правилам в интерфейсе новой системы. Понимая всю сложность такого процесса, мы предлагаем решения, позволяющие нашим клиентам работать в привычных интерфейсах своих систем, и при этом пользоваться всем функционалом i-Конто.

3. Перечислите, пожалуйста, Ваши решения для ЮЗДО и проекты на их основе

Каждая компания вне зависимости от ее размера и отрасли может использовать любой из предлагаемых нами интерфейсов ПО i-Конто: веб-приложение и десктоп-приложение. Для заказчиков, которые работают в 1С и SAP, мы предлагаем готовые коннекторы, позволяющие использовать все возможности i-Конто из интерфейса 1С и SAP соответственно. На сегодняшний день мы занимаемся повышением удобства использования нашего сервиса для наших клиентов: работаем над удобством интерфейсов и упрощением работы пользователей с электронной подписью (ЭП). Мы используем различные форматы ЭП, включая облачные, на которых специализируется наша компания. Одним из таких решений является продукт компании «КРИПТО-ПРО» - КриптоПроDSS/HSM.

4. Ваша экспертная оценка актуальности и перспектив этого направления как для Вашей компании, так и для рынка в целом

Данное направление бизнеса является для нашей компании одним из приоритетных и, безусловно, мы считаем его очень перспективным. Рынок ЮЗДО пока развивается не так активно, как, например, рынок сервиса отчетности в контролирующие органы. Однако преимущества ЮЗДО перед бумажным документооборотом и общие тенденции по переходу на электронные сервисы очевидны. А стратегия развития отрасли ИТ в России на 2014-2020 Правительства и соответствующие изменения в законодательстве активно способствуют дальнейшему развитию ЮЗДО. В том числе, в 2015 году произошел ряд изменений, усиливающих интерес наших заказчиков к ЮЗДО. Это и необходимость компаний сдавать книги покупок и продаж в ФНС в электронном виде, и изменение отчетности по НДС, и реализация ФНС контрольного механизма сопоставления входящего НДС и НДС к зачету.

5. Что именно сейчас является двигателем (а что - тормозом) этого сегмента, какие пути преодоления проблем и поддержания позитивных трендов Вы видите?

Основным двигателем были и остаются изменения в законодательстве. Кроме того провайдеры услуг ЮЗДО также не стоят на месте. Уже 5 лет активно действует некоммерческое партнерство «Разработчики и Операторы Систем Электронных Услуг», членом которого является и наша компания. Участники РОСЭУ не только коллегиально обсуждают возникающие проблемы по широкому переходу на ЮЗДО в России, но и взаимодействуют с государственными органами различного уровня для своевременной трансляции экспертных оценок рынка непосредственно до законодателей.

Полный текст обзора читайте на портале "ИТ-менеджер", в разделе спецпроекта об элекронном документообороте

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.