Услуги коммерческих ЦОД


lukovnikovРоссийский рынок дата-центров развивается достаточно интенсивно, хотя такие сегменты, как закупки оборудования и крупные ИТ-проекты, можно назвать стагнирующими. Только ли изменения в законодательстве о персональных данных, вступающие в силу с 1 сентября 2015 года, стимулируют интерес к коммерческим ЦОДам? На вопросы журнала PCweek о ситуации и перспективах рынка ЦОД ответил Михаил Луковников, директор дата-центра "ТрастИнфо". 

  • Как, по вашим оценкам, изменилась ситуация на рынке услуг коммерческих ЦОДов за последний год (общий объем рынка, динамика, структура предлагаемых сервисов, используемые технологии, конкурентная ситуация в России с учетом зарубежных предложений)

Услуги ЦОД и облачные сервисы сохраняют за собой роль «локомотива» ИТ-рынка: по оценке CNews, позитивная динамика облачной выручки составляет 40-60% в год, а на рынке ЦОД рост составит 28-36% (в зависимости от сегментов). По оценке IDC, ежегодный рост облачного сегмента вплоть до 2017 года составит около 27%, что влияет и на развитие рынка ЦОД.

Несмотря на кризис, требования заказчиков к ИТ – будь то собственные подразделения или внешние подрядчики – не снижаются, но инвестиционные возможности сокращены. Поэтому заказчики обращаются к услугам аутсорсинга, так как это позволяет обеспечить стабильную работу и масштабируемость ИТ-инфраструктуры без капитальных затрат на создание или модернизацию собственных ресурсов.

Роль зарубежных предложений на рынке снижается – и не только из-за новых законов о персональных данных, но и благодаря достаточно высокому уровню сервисных предложений отечественных провайдеров: от «классики жанра» - аренды стойко-мест – до относительно новых для рынка комплексных предложений, когда заказчик может арендовать у провайдера инфраструктуру с уже развернутой на ней средой для обработки данных и готовыми к работе бизнес-приложениями. Например, в портфеле «Сервионики» - одного из крупнейших российских сервис-провайдеров – более 100 услуг в сфере ИТ-аутсорсинга, услуг ЦОД и облачных сервисов.

  • Какие факторы сегодня оказывает наибольшее влияние на услуг КЦОДов (экономическая ситуация, законодательство и т.д.) и в чем оно выражается? Каков ваш прогноз развития ситуации в этом сегменте на ближайшую перспективу?

Спрос на облачные сервисы рос опережающими темпами по сравнению с услугами аренды стоек и размещения оборудования (колокейшн), однако именно эта услуга остается основной статьей дохода большинства операторов коммерческих ЦОД. Размещение оборудования в арендуемом ЦОДе – проект, более выгодный по структуре затрат в краткосрочной (OPEX вместо CAPEX) и долгосрочной перспективе, так строительство собственного ЦОД в России может занять несколько лет и потребовать значительных капитальных вложений, на что большинство компаний сейчас не готовы.

Помимо экономической ситуации расширению спроса на услуги российских КЦОД способствуют и законодательные инициативы. В связи с новыми требованиями к персональным данным растет число компаний, переходящих с зарубежных ресурсов на российские. В первую очередь, речь идет о переносе самих данных и информационных систем: проекты по переносу физической инфраструктуры встречаются гораздо реже, так как сопряжены с большими организационными сложностями и затратами. К тому же большинство компаний арендовали за рубежом виртуальные ресурсы и эту же бизнес-модель стараются сохранить при переходе к российскому провайдеру.

  • Какие заказчики сегодня являются основными и потенциальными потребителями услуг КЦОДов? Как меняется структура спроса в этом сегменте? Что стимулирует заказчиков переходить на аренду внешних ИТ-ресурсов и что этому препятствует?

Потребителями услуг КЦОД являются компании всех масштабов и отраслей, но некоторые из них осваивают этот рынок более активно. Это компании с большим количеством филиалов в регионах, которым важно оперативно управлять развитием сети и большим объемом данных о своих клиентах: крупные банки, страховые компании, ритейлеры, телеком-операторы. Аренда ресурсов внешнего ЦОД позволяет гибко регулировать объем потребления, задействовать дополнительные ресурсы в периоды пиков спроса. Важное значение для клиентов имеют гарантии провайдера по бесперебойному предоставлению сервиса и защите данных (в том числе, финансовые).

Аутсорсинг инфраструктуры часто становится первым шагом на пути в облако: сначала заказчик размещает в ЦОДе свое оборудование, затем – арендует предоставляемое дата-центром, затем оценивает возможность перехода на виртуальные ресурсы и, наконец, к аренде приложений. Мы отмечаем увеличение спроса на облачные проекты со стороны крупных компаний, что подтверждает оценку аналитиков: заказчики стали более информированными о возможностях облачных технологий и рассматривают коммерческие ЦОДы как основу для крупных инфраструктурных проектов, которые можно реализовать быстрее и с меньшими затратами, чем строительство собственных площадок. С этим связан устойчивый рост доли IaaS-решений на российском рынке. В 2014 году, по оценке J’son&Partners, его объем составил 2,6 млрд рублей, на 26% превысив итоги 2013 года, а в 2015 году должен вырасти еще на 31%. У компаний СМБ-сегмента более популярна модель SaaS, позволяющая арендовать в облаке провайдера уже готовые бизнес-приложения и инструменты управления облачной инфраструктурой.

  • Какие можно дать рекомендации по переходу заказчиков на использование услуг КЦОдов? Какой стратегии им придерживаться? На что следует обратить внимание, выбирая поставщика услуг?

Рынок услуг ЦОД в России стал более конкурентоспособным не только по ценам: вырос и уровень сервиса российских КЦОД, произошла консолидация рынка, сформировались и накопили опыт крупные сервис-провайдеры. При выборе поставщика услуг важно обращать внимание на такие факторы, как стаж его работы на рынке, заработанная репутация и опыт реализованных проектов, соответствие параметров ЦОДа провайдера современным стандартам. Например, дата-центр «ТрастИнфо», входящий в ГК «Ай-Теко», обладает показателем доступности 99,982%.Этот показатель соответствует уровню TierIII и означает, что ресурсы ЦОД могут быть недоступны для клиентов не более, чем 1,5 часа в год, то есть менее 8 минут в месяц. Важное – и безусловное при работе с госсектором – требование – наличие сертификатов, удостоверяющих соответствие ЦОД требованиям информационной безопасности: ФСТЭК, ФСБ и других профильных ведомств. Провайдеры, заботящиеся о качестве своих услуг, проходят сертификацию по общепризнанным мировым стандартам ISO – так, компания «Сервионика», под управлением которой находится «ТрастИнфо», сертифицирована по ISO в области процессов технического обслуживания заказчиков (ГОСТ ИСО Р 9001:2011), на соответствие системы управления ИТ-сервисами (СУИС) и управления информационной безопасностью (ISO/IEC 27001:2013).

Что касается выбора стратегии – создавать собственные ресурсы или использовать услуги внешнего ЦОД – решение зависит от стратегии заказчика. Аренда ресурсов позволяет оперативно и гибко управлять ИТ-инфраструктурой и без лишних капитальных затрат решать широкий спектр задач: от временного размещения оборудования (например, на период переезда офиса) до полного перехода на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры. Для прогноза эффективности того или иного пути необходим аудит состояния инфраструктуры в привязке к стратегическим задачам заказчика и сравнительная оценка затрат. Но решение должно приматься исходя из стратегии развития бизнеса в целом, а не только ИТ.

Полный текст обзорной статьи о развитии рынка коммерческих ЦОД читайте в 10-м номере журнала PCweek

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.