Электронному документообороту для бизнеса дали «зелёный свет»


Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 215-ФЗ об отмене ограничений на электронный документооборот (ЭДО). Его применение может вывести на новый уровень электронное взаимодействие между государством и бизнесом.

Закон № 215-ФЗ был разработан Минкомсвязи в рамках дорожной карты по повышению качества регуляторной среды для бизнеса. Главное значение его в том, что он снимает ограничения на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и местного самоуправления в самых разных сферах. Закон вступит в силу через 180 дней после опубликования.

Сфера применения электронного документооборота (ЭДО) на стыке взаимодействия государства и бизнеса постоянно растет. Так, например, 2015 год «подарил» российскому бизнесу такие новшества как предоставление электронных счетов-фактур, журналов учета счетов-фактур, книг покупок и продаж в налоговые органы через интернет (ст.93 НК РФ). Технология представления документов в электронном виде работает во всех ИФНС России с ноября 2012 года.

В результате глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мишустин заявил, что современные электронные сервисы позволяют поддерживать сбор налогов на высоком уровне несмотря на сложную экономическую ситуацию. По данным ФНС, по итогам пяти месяцев в консолидированный бюджет России поступило 5,9 триллиона рублей - на 12,9% больше, чем за аналогичный период 2014 года. Сервисом «Налоговый калькулятор» с момента его запуска в 2012 году воспользовалось 15 млн граждан. В перспективе к сервису планируют подключить функцию оплаты налогов.

Рост ЭДО и одной из его разновидностей, ЮЗДО (юридически-значимый документооборот), отмечают и провайдеры сервисов. Принятие № 215-ФЗ позволит применять ЭДО при прохождении процесса лицензирования, в деятельности СРО, при осуществлении исполнительного производства, в направлении открытых сведений о госрегистрации прав на воздушные суда, получении сведений от государственных и муниципальных органов и для прочих целей. Но, как отмечают эксперты, для полноценного применения закона потребуются доработки существующих нормативных правовых актов: например, необходимо пересмотреть схемы использования электронной подписи, утвердить формы электронных документов, подготовить соответствующим образом информационные системы госорганов. В конечном же счете как бизнес, так и государственные инстанции смогут упростить и ускорить процесс взаимодействия, что важно для стабильной работы всей экономической системы.

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.