Рынок видеоконференцсвязи: рост потребности в решениях формата "2.0" (журнал "Стандарт", июль 2015)


Рынок решений для видеоконференцсвязи обретает "второе дыхание" с развитием облачных технологий, решений для беспроводного обмена данными и развитием алгоритмов сжатия данных. Новые возможности применения видеосвязи аналитики видят, прежде всего, в добывающих отраслях, энергетике, ритейле, сфере ЖКХ. Журнал "Стандарт" подготовил опрос экспертов по теме развития рынка ВКС. В числе участников - Борис Головлев, руководитель направления развития услуг по спецпроектам компании «Сервионика» (ГК "Ай-Теко").

Как Вы оцениваете текущие тенденции на рынке ВКС?

Финансовые показатели рынка стабильно снижаются третий год подряд - как в России, так и на мировом рынке ВКС: по оценкам TrueConf в 2014 году российский рынок «просел» на 7% до 80 млн долл, и это на фоне мирового падения на 6,8%, по данным IDC, за сопоставимый период. Но причина - не в том, что бизнес-пользователям больше не нужна видеоконференцсвязь, а в новых приоритетах: «ВКС 2.0», отвечающие духу времени мобильные и облачные системы, недорогие и быстро внедряемые "коробочные" продукты, а не дорогостоящие hi-end решения, как несколько лет назад.

За какими решениями (программными, аппаратными или гибридными) будущее и почему?

Программные решения ВКС значительно эволюционировали, теперь они способны обеспечить достаточно приемлемое качество передачи изображения и звука при сопоставимо более доступной цене. Если посмотреть на ассортимент вендоров, мы увидим, что акцент на рынке уже существенно смещён от  инфраструктурных решений на базе физической ИТ-инфраструктуры к облачным и мобильным. Отметим специфику сегмента enterprise, где, как мы видим на примере облачного рынка, востребованы именно хорошо кастомизированные, комплексные системы.

Наблюдаете ли Вы развитие облачных решений ВКС?

Сегмент облачных ВКС только зарождается, хотя у экспертов и участников рынка нет сомнений, что в ближайшие два-три года именно здесь должен произойти существенный прорыв. Это подтверждают и данные исследований, например, как выяснили в TrueConf, компании готовы рассматривать облачные решения для видеосвязи как будущую альтернативу выделенным ВКС системам: лишь 44% опрошенных очных участников предпочли владеть ВКС системой (по сравнению с 49% в 2013 г. и 70% в 2012г.), около 10% уже используют облачные сервисы, а 19% — совмещают оба типа развёртывания ВКС. Виртуализация, для которой требуются ресурсы арендованного дата-центра, такого, например, как ЦОД «ТрастИнфо», и облачные продукты будут занимать всё большую долю «пирога».

Вырос ли в условиях экономического кризиса спрос на более дешевые программные решения?

Спрос на недорогие программные решения последнее время был стабильно высоким и вне контекста экономического кризиса. Благодаря развитию современных средств связи и широкополосного интернет-доступа меняется сам стиль работы внутри компаний: решения для совместной и удаленной работы становятся частью современной деловой жизни, широко практикуются и используются, и ежедневные онлайн совещания посредством IP-видеосвязи уже норма сегодняшнего дня, которая не только никого не удивляет – без неё нельзя представить корпоративную жизнь. Естественно, что в самом массовом сегменте, среднего и малого бизнеса, именно недорогие программные решения ВКС будут долгое время играть «первую скрипку».  

Способны ли крупнейшие мировые компании - такие, как Microsoft и Google, существенно повлиять на расклад сил на рынке ВКС, продвигая свои решения (Skype и протокол WebRTC)?

Skype уже существенно влияет на рынок ВКС: именно Skype стал одним из драйверов появления решений нового плана, использующих IP-соединения, лёгких и доступных, поскольку вендорам необходимо было что-то противопоставить его глобальной экспансии. С WebRTC всё несколько сложнее, поскольку это уже браузерная технология, но тоже очень перспективная. И если Apple обеспечит поддержку WebRTC в своих устройствах, у стандарта есть шансы прижиться в корпоративном мире. Но, мы должны понимать, что это технологии, которые никогда не закроют потребности в качественных полнофункциональных ВКС сегмента enterprise. Поэтому рынок продолжит дальше активно сегментироваться.  

Продолжается ли "война стандартов": каково состояние рынка с точки зрения стандартизации протоколов ВКС?

По большому счёту, никакой войны нет, так как стандартов всего три, это ISDN, H.323 и SIP (в дополнение к Н.323 был ратифицирован стандарт сжатия видео H.264, обеспечивающий более эффективный алгоритм сжатия громоздких файлов для передачи видео по сети, в том числе беспроводной). Конечно, каждый из них имеет свои особенности, в которые можно долго вдаваться, но, самое главное, что они успешно могут сочетаться друг с другом в одном устройстве. Это значит, что нет жёсткой привязки к использованию того или иного протокола: часть сети может работать по SIP, другая по H.323. Так, есть решения (пример - Cisco Video Communication Server), которые сочетают в себе обеспечение межсетевого взаимодействия в том числе. Так что задача вендоров глобально не «поссорить», а «примирить» исторически сложившиеся стандарты между собой. H.323 удерживал господствующие позиции в сфере видеоконференцсвязи. Но в наше время на основе статистических данных, на рынке ВКС лидирует протокол SIP, который поддерживается такими крупными производителями, как Polycom и Cisco.

Какие проблемы российского рынка ВКС Вы можете выделить?

Если у российского рынка ВКС и есть проблемы, то это проблемы роста: он достаточно сильно фрагментирован по типам решений, продуктовые линейки только развиваются, чтобы удовлетворить спрос. Вместе с тем пользователи не готовы платить за ВКС так много, как это приходилось делать раньше, поскольку видят в SIP-решениях альтернативу традиционным платформам. На базе дата-центра «ТрастИнфо» могут быть реализованы современные облачные и виртуальные ВКС системы, и всё больше заказчиков обращаются к нам с подобными задачами. Доля таких проектов будет расти, и это в конечном итоге взбодрит и изменит рынок.

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.