2 месяца до сентября: готов ли рынок к вступлению в силу нового закона о персональных данных? (журнал "Стандарт", июль 2015)


Через 2 месяца новый закон о персональных данных должен вступить в силу. Напомним, что одним из наиболее обсуждавшихся нововведений является обязанность хранить и обрабатывать персональные данные россиян только на территории Российской Федерации. Насколько изменило это положение спрос и предложение на рынке ЦОД, и каких еще перемен ожидать? Журнал "Стандарт" оценивает готовность рынка к новому закону, опрашивая представителей ведущих ИТ-компаний и провайдеров. В числе экспертов - директор ЦОД "ТрастИнфо" Михаил Луковников. 

lukovnikov1. Как Вы оцениваете готовность компаний, подпадающих под действие данного закона, к его соблюдению? 

Готовность компаний крайне неравномерна. Наиболее чёткую стратегию выработали крупнейшие российские и западные компании, которых он затрагивает напрямую – их бизнес «завязан» на обработку больших массивов информации миллионов частных пользователей. Остальные заняли выжидательную позицию в надежде либо получить пояснения по применению нового закона на практике, либо дождаться отсрочки его вступления в силу. Не случайно Ассоциация европейского бизнеса в рамках ПЭФ обратилась к Президенту РФ с просьбой об отсрочке предусмотренных законом санкций до 1 сентября 2016 года – по их мнению, это могло бы продлить переходный период и сделать его более комфортным для компаний и их клиентов.  

2. Наблюдаете ли Вы повышенную активность со стороны таких компаний по переносу персональных данных на территорию России? 

Да, мы наблюдаем закономерный рост спроса на услуги российских сервис-провайдеров и операторов кЦОД. «Сервионике», как универсальному сервис-провайдеру, тому же одному из крупнейших на российском ИТ-рынке, есть, что предложить таким заказчикам: более 120 услуг, в том числе – облачных, безопасная и надёжная инфраструктура собственного дата-центра «ТрастИнфо», гарантированно высокий уровень сервиса. Не все компании пойдут по пути размещения данные в кЦОД, но и строительство собственного дата-центра далеко не всем по карману. А перенести данные в кЦОД можно оперативно и без лишних капитальных затрат, так что очередная волна «цифровых мигрантов» подоспеет осенью. Средний и малый бизнес находится в выжидательной позиции по отношению к новому закону, такие заказчики и сформируют вторую волну «цифровой репатриации». 

3. Как Вы оцениваете готовность российских ЦОДов принять на своих площадях всех желающих? 

С осторожным оптимизмом. Недавно министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров заявил, что мощностей для переноса персональных данных россиян на серверы в РФ достаточно. Темпы строительства ЦОДов в России в последние два-три года были высоки, что позволило с избытком удовлетворить спрос на коммерческие услуги хранения данных. Но, по данным Git in Sky на конец 2014 года, основные коммерческие дата-центры РФ уже были заполнены на 90%. И сейчас никто не знает, с каким объемом информации мы можем столкнуться при миграции данных. Поэтому вероятно, что стремительно растущий спрос станет стимулом для провайдеров и новой возможностью упрочить лидерство – для тех, кто предвидел эту ситуацию. Например, в ЦОД «ТрастИнфо» 2 новых машинных зала были введены в строй в начале 2014 года, и теперь мы располагаем 10- машинными залами, доведя общую площадь ЦОДа до более 6500 кв м. 

4. Как вступление закона в силу отразится на российском рынке дата-центров в целом и на бизнесе Вашей компании в частности? 

Для российского рынка коммерческих дата-центров закон станет одним из ключевых драйверов роста на ближайшие два-три года. Большой объем строительства новых площадей кЦОД уже заложен крупными сервис-провайдерами, ряд проектов реализован или находится в высокой степени готовности. При этом рынок будет расти не только «вширь», но «вглубь»: большое количество западных компаний-заказчиков будут стимулировать провайдеров к развитию новых, привычных последним, услуг, а также к повышению уровня сервиса. «Сервионика» намерена сделать качество сервиса своим главным конкурентным преимуществом, так как в ближайшие годы именно оно, а не условное «железо», будет определять принадлежность ИТ-провайдера к лидерам. 

5. Какие последствия вступления в силу закона Вы ожидаете? 

Для ИТ-отрасли и конкретно для рынка услуг на базе коммерческих дата-центров принятие закона принесёт только одни плюсы: увеличение спроса, здоровой конкуренции, развитие портфелей услуг, рост оборотов специализированных компаний. Подобно эффекту домино, позитивный импульс получат и те компании, которые занимаются строительством ЦОД, и поставщики специализированного серверного и сетевого оборудования и так далее. Обратная сторона медали – это бизнес: с одной стороны, необходимость соответствия требования закона требует дополнительных затрат и усилий, с другой – она дает уверенность в том, что персональные данные граждан страны будут защищены в соответствии с новыми законодательными требованиями. 

Полный текст обзора читайте на сайте и в печатной версии журнала "Стандарт"

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.