Искусственный интеллект и облака: как технологии поменяют картину мира (портал "Роснаука", август 2015)


farobinБолее тысячи ученых, инженеров и исследователей подписали письмо, в котором предупреждается об опасностях, связанных с разработкой автономных систем вооружения. В числе подписавших - виднейший ученый Стивен Хокинг, предприниматель Элон Маск и Стив Возняк. На вопросы о путях развития искусственного интеллекта и возможностях его мирного применения порталу "Роснаука" ответил Ярослав Фаробин, руководитель направления "Облачные сервисы и инфраструктурные решения" компании "Сервионика" (ГК "Ай-Теко"). 

 1. Стоит ли бояться искусственного интеллекта с точки зрения информационной безопасности?

 Бояться искусственного интеллекта точно не нужно, потому что он уже существует, и с этим ничего не поделаешь. Крупнейшие производители программного обеспечения работают над развитием мощных аналитических самообучающихся платформ, которые способы делать самостоятельные выводы на основе больших массивов данных, выявляя в них определенные закономерности. Напомню, что суперкомпьютер IBM Deep Blue обыграл Гарри Каспарова в шахматы ещё в 1997 году. Что касается использования искусственного интеллекта в военных целях, то я уверен, что мы не можем повлиять на этот процесс. Супердержавы в вопросах национальной безопасности неизбежно будут делать ставку на самые передовые технологии, при этом постоянно оглядываясь друг на друга. Военные действия давно перетекают в информационное пространство, крупнейшие армии мира уже создали собственные киберподразделения. Это тенденция. И, думаю, протестовать бессмысленно: напротив, ученым стоит направить усилия на совершенствование контроля за такими системами. 

 2.  Расскажите о самых интересных ваших разработках, как их создают и какие технологи применяют? Вы занимаетесь разработкой или внедрением искусственного интеллекта?

Наша специализация – это облачные решения, и на данный момент у «Сервионики» есть линейка собственных продуктов в этой области: магазин облачных сервисов i-Oblako.ru, облачный конструктор на базе OpenStack для малого и среднего бизнеса MakeCloud, платформа для построения виртуальной ИТ-инфраструктуры eCloud и другие. Самое новое наше решение – РУСТЭК, которое по функциональным возможностям и комплексности решаемых задач не имеет аналогов на российском рынке. Платформа РУСТЭК предназначена для развёртывания частного облака как на стороне заказчика, так и на базе управляемого «Сервионикой» дата-центра «ТрастИнфо». Создаются такие решения программистами «Сервионики»: например, только на разработку РУСТЭК было потрачено 24 тыс. человеко-часов.

 3. Понятие «облачный сервис» ассоциируется с Интернетом и чем-то, что невозможно пощупать, но оно есть…

 Упрощенное, но вместе с тем точное определение уже содержится в заданном вопросе: облачный сервис – это услуга, которая оказывается пользователю компьютера таким образом, что он подключается к ней через сеть интернет, а все процессы по обработке данных происходит у провайдера, то есть они скрыты от пользователя «за облаками». Это очень удобно, поскольку снижает требования к пользовательским устройствам до минимальных, в то время как у провайдера могут работать для сервиса очень мощные серверы. У «облачных» услуг множество преимуществ: это и простота развертывания, и дешевизна, и легкость подключения пользователей. Поэтому с момента запуска первого «облака» в массы в 2006 году американской компанией Amazon эта модель получила самое широкое распространение во всём мире. Классический пример, понятный всем – почта Google Mail и средства совместной работы над документами в ней.

 4. Какая научная база необходима для облачных технологий?

Как таковая научная база для развития облачных технологий не нужна. Облака – не велосипед, который нужно было изобрести заново: все компоненты таких инфраструктур и сервисов давно существовали. Все, что было необходимо для мировой клаудизации – это повсеместное распространение широкополосного фиксированного и мобильного интернета, овзможность передавать данные на дальние расстояния на большой скорости. Как только проникновение скоростного интернета в развитых странах достигло определенного уровня, исход в облака стал по-настоящему массовым. Но для кросс-взаимодействия облачных сервисов очень важны вопросы стандартизации, чтобы все провайдеры услуг поддерживали стандарты и протоколы, позволяющие данным легко перемещаться из одного облако в другое. Над этим работают отраслевые ассоциации - Cloud Security Alliance (CSA) и другие.

 5. Безопасно ли использовать такие технологии, когда вопрос стоит о банковской сфере, энергетике, медицине, оружии, ведь помимо умных программ всегда присутствует человеческий фактор, который может эту программу исказить, отключить или перенастроить?

Для большинства компаний переход в облако – это как раз возможность избежать влияния пресловутого человеческого фактора. До развития сервисных ИТ-компаний все организации и предприятия были вынуждены обслуживать свои компьютерные сети самостоятельно. А теперь представьте, что может произойти, если в компании "приходящий сисадмин", и как раз в тот день, когда он приходить не должен, у бухгалтера зависает намертво сервер с «1С» - и, конечно же, это оказывается последний день сдачи отчетности в налоговые органы. Это катастрофа, чреватая не только потрепанными нервами, но и реальными финансовыми потерями для компании. Но услуги облачных сервис-провайдеров «катастрофоустойчивы»: у нас трудятся только самые опытные профессионалы, решая вопросы заказчиков в режиме 24 на 7, непрерывность предоставления сервиса гарантируется провайдером. Вот и думайте, что же в итоге безопаснее.

 6. Компания IBM собирается готовить по всему миру разработчиков облачных сервисов, для чего? Есть ли нехватка в таких специалистах?

Сфера ИТ – очень молодая и быстро меняющаяся, поэтому неудивительно, что академическая платформа для подготовки ИТ-кадров только формируется. Технологии сменяют друг друга с такой скоростью, что университеты не успевают за ними. Лучший путь не отстать от прогресса - сотрудничать с ИТ-компаниям, формируя на базе своих кампусов R&D центры. Центры разработок существуют и у всех крупных вендоров: именно здесь куются все ИТ-продукты завтрашнего дня. Новые технологии рождают спрос на специалистов, которые раньше просто не существовали: по управлению большими данными, data mining, бизнес-анализу и так далее. Супер-профи всегда не хватает, и они всегда нарасхват: такой человек должен обладать не только широким ИТ-кругозором, но и способностью постоянно учиться самостоятельно. Наша компания регулярно принимает студентов на стажировку, а наиболее талантливым и интересующимся современными технологиями мы даем возможность стать частью нашей команды. 

Полный текст опроса о будущем искусственного интеллекта читайте на портале "Роснаука". 

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.