"Длинные" и "короткие" деньги: выбираем ЦОД (журнал "Технологии и средства связи", август 2015)


Арендовать ли ресурсы в ЦОДе? Или все-таки решаться на значительные затраты и длительный проект - зато потом будет "все свое"? Обе точки зрения уже не первый год собирают под свои знамена приверженцев, но, как видно из ситуации на рынке, чаша весов медленно, но верно склоняется к аренде. Какие факторы влияют на принятие решения? Комментарии для журнала «Технологи и средства связи» дал Михаил Луковников, директор ЦОД «ТрастИнфо» (компания «Сервионика», ГК «Ай-Теко»)

lukovnikovКонъюнктура рынка постоянно меняется, а мотивы заказчиков, побуждающие воспользоваться арендованным дата-центром, могут отличаться в зависимости от отрасли, масштаба бизнеса и других причин. Но есть универсальные факторы – стоимостной и временной.

Стоимостной фактор проявляет себя в том, что в сложной экономической ситуации, в которой сейчас оказались многие российские организации как из-за санкционной нагрузки, так и из-за валютных колебаний и обострения внутриэкономических проблем, довольно трудно делать серьезные и долгосрочные инвестиции в развитие ИТ-инфраструктуры. Создание собственного дата-центра, закупка нового оборудования относится именно к таким инвестициям, поэтому мы наблюдаем рост интереса к услугам аренды ЦОД. Ведь бизнес компаний не останавливается, данные продолжают накапливаться, их нужно обрабатывать и хранить. Именно поэтому предложения сервис-провайдеров по аренде ресурсов дата-центров вызывают всё больший интерес.

Временной фактор заставляет компании быстро адаптироваться под меняющиеся реалии рынка. Когда бизнес вступает в фазу активного роста, аренда дата-центра может гораздо быстрее обеспечить необходимые инфраструктурные ресурсы, чем вариант со строительством собственного ЦОД. В него нужно вложить «длинные» деньги, реализация проекта может занять от нескольких месяцев и более. А вот услугами коммерческого дата-центра – арендой мощностей, оборудования, каналов связи, технической поддержкой и так далее – можно начать пользоваться за считанные дни – достаточно подписать договор. И это обойдется в значительно меньшую сумму абонентских платежей – несопоставимую даже с покупкой оборудования, не говоря уже о лицензиях, эксплуатационных расходах и затратах на персонал собственного ЦОДа.

Напомню также, что законодательные изменения, касающиеся обработки и хранения персональных данных граждан РФ, вступят в силу уже с 1 сентября 2015 года. Хранить данные россиян на зарубежных серверах и в дата-центрах, находящихся не на российской территории, будет запрещено. Однозначного разъяснения о перечне данных, подпадающих под требование данного Закона, пока нет, а времени на обеспечения соответствия требованиям Закона осталось совсем не много. Возможно, многим организациям придется вносить изменения в свои ИТ-инфраструктуру и маршруты обработки данных тогда, когда покупать технику и строить ЦОДы будет уже просто некогда. Услуги аренды ресурсов дата-центров выручат в такой ситуации. Безусловно, качество дата-центра имеет значение. Это касается и параметров доступности, и уровня масштабируемости при увеличении нагрузок в связи с изменениями требований заказчиков. Поэтому в последние годы спрос в сфере дата-центров растет исключительно на объекты класса не ниже TierIII. Например, ЦОД «ТрастИнфо» (находится под управлением компании «Сервионика», ГК «Ай-Теко»), соответствующий требованиям к этой категории, обладает уровнем устойчивости 99,982%, в 10 его машинных залах размещено 1200 стоек. Мощности «ТрастИнфо» уже используются компаниями, для которых большой объем данных – повседневная реальность, а не кратковременный всплеск. Впрочем, «ТрастИнфо» может обеспечить надежными мощностями и стартап, и федеральный холдинг, и компанию, которой периодически нужны большие мощности – например, банки, торговые сети или телеком-провайдеров при организации акций для многомиллионной армии клиентов.

Другой вопрос, что пока никто не готов ответить на вопрос, какой объем данных наших компаний хранится и обрабатывается в зарубежных дата-центрах, и с каким масштабом задачи в связи с этим столкнется отрасль. Вывод (и совет) в этой ситуации очень простой: позаботиться о своих данных заранее и своевременно обеспечить их российской «пропиской» в надежном ЦОДе.

Полную версию статьи читайте в 4-м номере журнала "Технологии и средства связи"

Представители СМИ могут обратиться за комментариями и получить аккредитацию на мероприятия «Сервионики» по телефону +7 (921) 9034963 или e-mail pr@servionica.ru.